Рост вместимости флота не равен росту спроса на перевозки
Мировой контейнерный флот вырос в 2021 году на 4,5%, и на начало 2022 года его вместимость составляла 24,97 млн TEU. Однако динамика была неравномерной в разных географических сегментах рынка, что объясняется неравномерным ростом фрахтовых ставок, сообщается в свежем выпуске еженедельного бюллетеня Alphaliner.
По состоянию на 1 января 2022 года 22% всей мировой контейнерной вместимости сосредоточилось на маршрутах, связывающих Азию с портами Северной Америки. В начале 2021 года на этот рынок приходилось 17,5%, т.е. за год доля его выросла на 31,2%. Этот дополнительный тоннаж потребовался не потому, что настолько же вырос спрос на перевозки. Аналитики отмечают, что наращивание вместимости обусловлено огромными потерями производительности, связанными с простоями судов в портах и на подходах к ним.
Совокупная вместимость на трейде Азия – Европа увеличилась за прошлый год на 10,2%, в основном, за счет замены 13-тысячников новыми судами вместимостью от 16 до 24 тыс. TEU. На сегодняшний день в этом сегменте рынка работает 21,7% мировой контейнерной вместимости по сравнению с 20,6% на 1 января 2021 года.
«В условиях, когда спотовые ставки на транстихоокеанских сервисах на порты западного побережья США находятся, согласно индексу FBX, в диапазоне от 15 до 17 тыс. долларов США за FFE, а на маршрутах из Азии в Северную Европу в диапазоне от 14 до 18 тыс. долларов США, вполне естественно, что перевозчики будут переориентировать сюда суда с менее прибыльных направлений”, – прокомментировал данные Alphaliner известный аналитик контейнерного рынка Ларс Йенсен.
Ставки чартера снова поднялись до максимума
Ставки чартера контейнеровозов за последние две недели поднялись до новых максимумов на фоне продолжающегося бума спроса на тоннаж, сообщает Alphaliner.
По данным аналитика, ставки растут во всех сегментах флота. Наиболее динамичный рост отмечается в сегменте небольших судов вместимостью 3,5 тыс. TEU. Контракт на фрахт такого судна сроком на 36 месяцев сейчас обойдется в 60 тыс. долларов в сутки, хотя еще несколько недель назад ставка была в районе 45 тыс. в сутки.
Alphaliner отмечает, что ставки растут на фоне стабильного роста спроса в условиях дефицита предложения. Некоторые фрахтователи готовы соглашаться на суда любых размеров с любыми датами поставки, лишь бы обеспечить свои потребности. В этих условиях явно проявилась тенденция к заключению очень сильно форвардных контрактов. Некоторые контракты заключаются за год до передачи судна фрахтователю.
Между тем, фрахтовые ставки сохраняются на рекордно высоких уровнях. Значение спотового индекса SCFI остается выше отметки 5000 пунктов, несмотря на некоторое снижение в последние две недели. Ставки могут немного снизиться в предстоящий период замедления спроса в связи с новогодними каникулами в Азии, однако на долгосрочную перспективу Alphaliner их снижения не прогнозирует.
Контейнерные линии собирают суперприбыли
Период сбоя цепочек поставок из-за пандемии Covid-19 стал самым прибыльным периодом практически для всех крупнейших морских контейнерных линий. Среднее значение фрахтового индекса China Containerized Freight Index (CCFI) за год составило 2 615,54 пункта, что на 165,69% больше, чем в предыдущем году.
Например, Китайская судоходно-логистическая корпорация COSCO SHIPPING Holdings Co сообщила, что по предварительным оценкам чистая прибыль за 2021 год превысит 89 млрд юаней (14 млрд долларов США), по сравнению с 9,59 млрд юаней за предыдущий год. То есть прибыльность выросла в 9 раз.
Немецкий контейнерный перевозчик Hapag Lloyd объявил, что предварительные данные обещают «выдающиеся» операционные результаты за 2021 год. По предварительным данным, показатель операционной прибыли EBITDA перевозчика за 2021 финансовый год превысил 12,8 млрд долларов США. Это более чем в 4 раза превышает результат предыдущего года.
Источник: infranews.ru