Транзит из Китая уходит на южные маршруты

До начала военных действий в Украине одним из основных маршрутов контейнерного транзита из Китая в Евросоюз был маршрут через Казахстан, Россию и Беларусь в польские Малашевичи, пишет интернет-портал trans.info. Но сегодня многие импортеры в ЕС отказываются от сотрудничества с Российскими железными дорогами и транзита своих грузов через Россию и Беларусь. Другой маршрут ведет через Украину в Венгрию, однако события в Украине практически исключили из транзита и эту страну.

В результате возрос интерес к альтернативным коридорам - через Каспийское море и Кавказ. Например, из Азербайджана - в грузинский порт Батуми, откуда товары могут отправиться на кораблях в черноморские порты Турции и Румынии.

31 марта Турция, Казахстан, Грузия и Азербайджан подписали декларацию о Центральном Транскаспийском коридоре Восток-Запад. В документе подчеркивается важность сотрудничества сторон для интеграции коридора в международную транспортную систему. Речь идет также о расширении и модернизации железнодорожной линии между Баку, Тбилиси и турецким Карсом.

Китайцы, наиболее заинтересованные в Новом шелковом пути, быстро отреагировали на изменение политической ситуации. Уже 13 апреля загрузили первый товарный состав, который отправился по новой стыковке из Сианя в Мангейм в Германии в обход России. Маршрут проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, затем по Черному морю в Румынию, затем через Венгрию, Словакию и Чехию в Германию. Его длина составляет 11,3 тыс. км.

В настоящее время между Актау и Баку курсируют три судна общей вместимостью 600 TEU. С сентября этого года количество судов по этому маршруту увеличится до шести, сказал генеральный секретарь Транскаспийской ассоциации международного транспорта (ТМТР) Гайдар Абдикеримов.

Однако новый альтернативный маршрут сопряжен с разными техническими и логистическими сложностями, заменой видов транспорта, включая две перевозки морским транспортом. Все это влияет на регулярность сервиса, сроки доставки и стоимость. В частности, сложно организовать так, чтобы ежедневно из портов в Казахстане или Грузии грузилось сразу несколько контейнерных поездов на морские паромы. Также нужно понимать, что железнодорожные структуры портов перевалки не смогут быстро приспособиться к резкому увеличению объемов.

В 2021 году по основной железнодорожной линии Нового шелкового пути было перевезено 1,46 млн TEU. Очевидно, что альтернативный коридор не сможет забрать весь или даже большую часть объема с основной трассы даже с учетом общего сокращения грузопотока.

Источники: trans.info, rzd-partner.ru

koridor.jpg