Стремясь нивелировать риски потери западных рынков, Китай будет усиливать жесткую политику экспортной экспансии на рынки России и стран глобального юга, что является неблагоприятным фактором для перспектив производителей и экспортеров других стран, предупреждают в своем отчете специалисты Отдела аналитики TELS GLOBAL.
Торговля Китая с США и ЕС сокращается: за 11 месяцев 2023 года в денежном выражении спад на 12% и 7,6% соответственно (по данным Главного таможенного управления Китая). Это следствие не только нарастания политической напряженности между КНР и США, но и усложнения (удорожания) логистики между Китаем и ЕС: сначала отказ части европейских импортеров от транзита грузов через РФ, затем удлинение морских маршрутов из-за кризиса в Красном море и пр. Например, Германия на текущий момент уже имеет объем торговли с США больший, чем с Китаем. К тому же, Евросоюз начал предпринимать осознанные усилия по снижению угрожающего некоторым его отраслям импорта китайских товаров.
Одними из основных столпов и драйверов роста китайской экономики являются рынок недвижимости и производственный экспорт. Рынок недвижимости сейчас переживает кризис, который китайские власти пытаются купировать средствами господдержки. Экспорт падает, и стремительный рост торговли с Россией (+46,9% экспорта в РФ в денежном выражении в 2023 г.) и некоторыми другими странами не компенсирует потери от снижения торговли с США и ЕС.
Развитие мировых политических тенденций свидетельствует, что риск военного конфликта в азиатско-тихоокеанском регионе не только не уменьшается, но и уверенно растет. Если этот конфликт произойдет, то с высокой долей вероятности он окончательно подорвет экономические отношения Китая с пока еще основными торговыми партнерами – США и ЕС.
Объем производства китайской промышленности таков, что внутренний рынок сегодня может потреблять, по оценке Bloomberg, чуть более половины производимой продукции. Соответственно, другая половина должна куда-то экспортироваться.
Для обеспечения будущего сбыта продукции в случае реализации всех рисков Китай работает в двух направлениях: старается быстро развить внутренний рынок и увеличить свой экспорт на рынки «дружественных» стран всеми возможными способами. Например, автодилеры в России говорят о том, что политика скидок у китайских поставщиков делает конкуренцию с ними предельно сложной.
Китай будет не просто активно, а даже агрессивно вести политическую и экономическую экспансию на рынках «глобального юга» - Индия, Бразилия, страны Средней Азии, Ближнего Востока и Африки, чтобы повышать свой контроль над этими рынками для увеличения сбыта своей продукции. В случае успеха китайские товары будут создавать сильную конкуренцию товарам со всего мира, что, соответственно, будет снижать перспективы экспортеров аналогичной продукции из других стран. Да и на внутреннем рынке других стран китайская продукция будет «головной болью» для местных производителей (хотя для потребителей продукции этот скорее положительный момент).
При этом Китай с его развитой инфраструктурой и достаточно стабильной экономикой уверенно держит статус влиятельного игрока на мировой арене. Обширная сеть транспортных магистралей, высокотехнологичные порты и логистические центры делают его ключевым игроком в глобальных грузоперевозках. Стратегические инвестиции в развитие мировой транспортной инфраструктуры утверждают его лидерство в логистике и мировой хозяйственной системе.
В 2023 году экономика Китая выросла на 5,2%, это низкий показатель по меркам страны. Показатели китайской торговли в январе—феврале существенно превысили ожидания: экспорт год к году вырос на 7,1%, до $528 млрд, импорт — на 3,5%, до $402,85 млрд. Отчасти это следствие низкой базы начала 2023 года, но аналитики и с учетом этого в среднем ждали роста экспорта на 1,9%, импорта — на 1,5%.
Источники: Отдел аналитики TELA GLOBAL, tadviser.ru