Тарифы на автомобильные перевозки в Европе растут из года в год, их снижение вряд ли ожидается, основные драйверы их роста останутся с нами надолго, пишут польские эксперты платформы Trans.eu.
Согласно инструменту Metrix, который анализирует основные транспортные показатели на основе предложений на бирже Trans.eu, средняя ставка на перевозку комплектных грузов (FTL) из Польши в Германию была в марте этого года - 1160 евро. Это примерно на 15,2% больше, чем в феврале этого года, и 17% больше, чем в январе этого года. В годовом исчислении рост в марте составил целых 40% (!).
Каковы причины этой ситуации и чего ждать дальше?
Стоимость топлива
Основной движущей силой этого скачка цен стала, конечно же, неуклонно растущая стоимость топлива. В Польше год назад, в марте 2021 года, за бензин приходилось платить чуть более 5 злотых за литр и примерно столько же за дизельное топливо. 30 марта 2022 года цена дизельного топлива увеличилась до 7,66 злотых/л.
Учитывая высокую напряженность в мире из-за ситуации в Украине, не стоит ожидать существенного снижения выросшей за год стоимости нефти, от которой напрямую зависит цена моторного топлива. В первые 4 недели военных действий нефть успела превысить 100 долларов за баррель, дошла до 130 долларов, упала примерно до 100 долларов, вернулась к 120, стабилизировалась чуть ниже 110 долларов. Такие колебания скорее будут удерживать цены на топливо на высоком уровне.
Волатильность цен на топливо может привести к ситуации, при которой тарифы на перевозки будут обновляться не ежеквартально, а ежемесячно, а то и еженедельно.
Нехватка водителей
Еще одним фактором, способствующим динамичному росту ставок, является увеличение затрат транспортных компаний в связи повышением заработной платы водителей. По данным польского Центрального статистического управления, рост среднемесячной зарплаты водителя в годовом исчислении в феврале составил 12,4%.
Рост заработной платы связан с нехваткой водителей на рынке, а это означает, что компаниям приходится конкурировать за сокращающееся количество профессиональных водителей. По оценкам Европейской комиссии, на европейской части континента нехватка водителей составляет 400 000 человек.
Этот дефицит начал особенно остро ощущаться в течение 2021 года, когда восстановление экономики вызвало рост спроса на транспортные услуги, что естественным образом привело к увеличению ставок.
Проблема нехватки квалифицированных дальнобойщиков будет только усугубляться. Начало войны в Украине сильно повлияло на польский транспорт. Только в международных перевозках у польских перевозчиков было 110 тысяч водители из Украины. Организация Transport and Logistics Poland оценивает отток водителей-украинцев, уехавших защищать Родину, примерно в 30%. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (ZMPD) утверждает, что Польшу могло покинуть до 50% украинских дальнобойщиков.
Из-за напряженной ситуации на востоке также существует риск оттока части белорусских водителей, которые являются второй по величине группой иностранных дальнобойщиков.
Что дальше?
По мнению экспертов, следующие месяцы могут оказаться очень сложными для всего транспортного рынка. Накопление проблем сильно охладило надежды на стабилизацию ситуации. Хочется верить, что транспортная отрасль снова быстро адаптируется к новым обстоятельствам, тем более, что ее проблемы бросают вызов всей европейской экономике.
Источник: trans.eu