Ставки на сухие контейнеры снизятся, на рефрижераторные - вырастут

Ставки на перевозку сухих контейнеров скоро начнут снижаться, а на рефрижераторные контейнеры будут расти, прогнозирует Drewry в новом выпуск своего ежегодного мониторинга состояния рынка рефрижераторных перевозок. Фрахтовый индекс Drewry для рефрижераторных контейнеров в среднем за II квартал превышал значение годом ранее на 32%. При этом, по оценкам авторов отчета, к концу III квартала годовой прирост достигнет 50%.

Старший аналитик рынка рефперевозок Drewry Филип Грей считает, что проблема дефицита обычных контейнеров, которая стала важнейшим фактором роста фрахтовых ставок в этом году, к середине следующего года постепенно урегулируется, а вот проблема дефицита рефрижераторного контейнерного оборудования является более фундаментальной: она обусловлена сезонной природой рынка рефперевозок. Проблема сохранится, несмотря на ожидаемый рекордный ввод в эксплуатацию нового парка.

Дальнейшему росту ставок следующем году будет способствовать и увеличение спроса на маршрутах вдоль оси Север – Юг с перезаключением долгосрочных контрактов по новым ставкам, на которые окажет влияние средний рост стоимости фрахта на мировом рынке, прогнозирует Ф. Грей

Drewry также отмечает, что по динамике ставок разные географические сегменты рынка перевозки рефконтейнеров отличались. Так, ставки резко подскочили на маршрутах по оси Восток – Запад, что было обусловлено дефицитом вместимости на судах, за нее рефконтейнеры конкурируют с обычными сухими контейнерами, ставки для которых беспрецедентно высоки. А на маршрутах по оси Север – Юг рост был заметно ниже, особенно на маршрутах из портов западного побережья Южной Америки, Центральной Америки и Южной Африки.

Проблемы рынка «поддержали» операторов традиционных рефрижераторных судов, спрос на которые вновь вырос. Однако в целом, по оценкам Drewry, доля конвенциональных рефсудов сократилась в 2020 году до 12% по сравнению с 13% в 2019-м и в ближайшие несколько лет опустится ниже 10%.

Снижение совокупных объемов морских перевозок скоропортящихся грузов в 2020 году было значительно меньше падения спроса на перевозку сухих грузов, это свидетельствует о большей устойчивости рынка рефрижераторных перевозок к экономическим трудностям - объем рефрижераторных грузов, перевозимых контейнерными судами, подрос в 2020 году на 0,3%, до 5,4 млн TEU.

В I полугодии рынок морских перевозок скоропортящихся грузов ускорил рост до 4,8% год к году, в первую очередь за счет высокого спроса на перевозку мяса, цитрусовых и экзотических фруктов, но темпы годового прироста не сравнятся с динамикой в сегменте перевозок сухих грузов, который восстанавливается после масштабного сокращения в прошлом году.

Источник: РЖД-Партнер