Спотовые ставки на перевозку контейнеров, увеличившиеся в несколько раз в последние месяцы, начали медленное снижение. Мировой бенчмарк — World Container Index, рассчитываемый Drewry,— за неделю, закончившуюся 19 марта, снизился на 1,7%, до $4,94 тыс. за 40-футовый контейнер (FEU). По данным агентства, ставки на линии Шанхай—Генуя упали на 4%, до $7,98 тыс. за FEU, на линии Шанхай—Роттердам — на 2%, до $7,74 тыс., на направлении Нью-Йорк—Роттердам — на 1%, до $740. Впрочем, не везде ставки вели себя однонаправленно: так, на линии Роттердам—Нью-Йорк они, напротив, выросли на 6%, до $2,5 тыс.
Цена медленно снижается четвертую неделю подряд. По данным Clarkson, спотовые ставки на направлении Шанхай—Европа упали в марте ниже $4 тыс. за 20-футовый контейнер (TEU). Но на фоне общего скачка цен за последние полгода это снижение практически незаметно. Средний индекс мировых ставок все еще на 233% выше, чем годом ранее, они находятся на 13-летнем максимуме. Их подталкивает вверх сложившийся на фоне послепандемического восстановления мировой экономики дефицит порожних контейнеров в Китае, куда они возвращаются с недостаточной скоростью из-за заторов в портах, вызванных коронавирусными ограничениями.
Сейчас наблюдается некоторое ослабление дефицита порожних контейнеров, но узким местом в цепочке поставок являются также смещение расписания морских линий и замедление контейнерооборота по всей цепи.
Fitch полагает, что текущие ставки неоправданно высоки. При этом судовладельцы стараются зафиксировать текущие высокие цены в долгосрочных контрактах, а дефицит контейнерного тоннажа вынуждает многих фрахтователей идти на это. Участники рынка говорят о четко сложившемся «рынке продавца». Как сообщает The Loadstar со ссылкой на собеседника среди судовых брокеров, судовладельцы даже не рассматривают предложения о продлении контрактов менее чем на 24 месяца, причем по повышенной ставке.
Источник: «КоммерсантЪ»