За последний год Индекс ATI.SU, отражающий средние ставки по России и на сотне самых популярных маршрутов внутри страны, вырос почти на 40%. Рост за последние шесть месяцев +25,8%.
Эксперты отмечают: расходы перевозчиков за последние полтора года очень сильно выросли. Подорожало всё: от дизельного топлива до самих машин и запчастей. Некоторые детали для европейских грузовиков выросли в цене в несколько раз. То же самое можно сказать о грузовых шинах и моторных маслах западных марок.
Грузовики стали дороже
— Если раньше новый КАМАЗ стоил 7 миллионов рублей, то теперь он стоит 10-11 миллионов. Столько же просят за китайские тягачи, — рассказал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Растут и другие расходы: вырос тариф «Платона», подорожали платные дороги.
Стоит отметить, что новые большегрузы продолжают расти в цене. С 1 августа повысился размер утилизационного сбора на ввозимую из-за рубежа технику; по оценкам участников рынка, китайские грузовики из-за этого подорожают как минимум на 600 тысяч рублей.
Транспорта стало меньше
Ставки растут ещё и потому, что транспорта стало меньше: машин не хватает, чтобы удовлетворить спрос на перевозки.
Отсутствие достаточного количества грузовиков обусловлено уходом «большой семёрки» европейских производителей: на рынке остались только российские и китайские компании. За магистральными тягачами КАМАЗ выстраиваются очереди, ждать новые грузовики приходится от нескольких месяцев до полугода. К китайским машинам многие перевозчики относятся настороженно, опасаясь в первую очередь проблем с запчастями и сервисным обслуживанием.
Дефицит водителей также усилился: крупнейшие перевозчики сообщают, что из-за нехватки кадров простаивают сотни машин (в среднем, от 5 до 15%). Нехватка водителей вынуждает работодателей повышать зарплаты, что также сказывается на себестоимости перевозок.
Спрос растет
— Растёт спрос на доставку сырья, материалов, готовой продукции, — объясняет основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде. — Высок спрос на перевозки в новые регионы для военных и гражданских нужд. Кроме того, маршруты международных перевозок удлинились из-за переориентации грузопотоков с европейского направления на среднеазиатские. Поэтому для перевозки определённого количества грузов теперь нужно больше машин, чем раньше.
В результате спрос вырос, а предложение снизилось. Баланс нарушен, и ставки будут расти, пока он не восстановится. А восстанавливаться баланс может долго: для этого перевозчикам придётся закупить новые машины, нанять и обучить новых водителей.
Источник: ati.su