К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Причиной роста тарифов называют увеличение давления на пропускную способность, дефицит мощностей и жесткие противопандемийные ограничения. Помимо этого, в Дальневосточном бассейне может заметно повыситься стоимость хранения грузов и услуг стивидорных компаний и экспедиторов, считают эксперты.
За счет чего растут перевозки?
По итогам 2020 года выручка транспортного комплекса без учета почтовой связи и складирования снизилась на 7% по сравнению с предыдущим годом, до 10,4 трлн руб., а его операционная прибыль за тот же год сократилась практически втрое, до 322 млрд руб., свидетельствуют данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).
Однако уже в I полугодии 2021 года отрасль получила выручку на 8% выше допандемийной – за аналогичный период 2019-го, а операционная прибыль пока на 16% ниже допандемийной. «Драйвером роста как для перевозчиков, так и для стивидорных компаний является несырьевой рынок: продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия», - отметили в НКР.
Повышение тарифов на морской фрахт, обеспечивавший до пандемии порядка 80% мировой торговли в объемном и около 70% в стоимостном выражении (данные ЮНКТАД), делает более выгодными железнодорожные и автомобильные перевозки как самостоятельные виды транспорта и в рамках мультимодальных перевозок. Но в 2022 году тарифы на железнодорожный и автомобильный транспорт также пойдут вверх.
Рост спроса упирается в ограничения
На фоне роста ставок на морской фрахт в мире повышается спрос на железнодорожный транспорт, как следствие – растет рынок железнодорожных контейнерных транзитных перевозок между Китаем и Европой. Однако ограничивающим фактором развития является нехватка мощностей (в части фитинговых платформ для перевозки контейнеров) и недостаточная пропускная способность железной дороги.
На фоне роста ставок морского фрахта в 2021 году усилился спрос на автомобильный транспорт, что привело к транспортному коллапсу большегрузов на российско-китайской границе (Приморский край, Забайкалье). В связи с введенными Китаем новыми, более жесткими правилами грузоперевозок уменьшилась суточная квота на количество машин, пересекающих границу, увеличилось время обработки грузов и, соответственно, возросла нагрузка на таможенные пункты. Все это привело к скоплениям машин, долгому простою и убыткам для владельцев грузов и автоперевозчиков.
По мнению НКР, автомобильные перевозки в 2022 году могут подорожать в среднем на 10–12% в связи с высокой себестоимостью и проблемами на одном из ключевых маршрутов. В связи с этим импортные товары повседневного спроса продолжат дорожать в 2022-м.
Доля воздушных грузоперевозок в общем объеме крайне невелика (всего 0,01%), но в 2020 году они оказались самыми маржинальными – рентабельность продаж около 25%. Причинами стали усилившийся спрос на доставку грузов медицинского назначения и повышение мировых тарифов вследствие дефицита мощностей, требующего инвестиций в закупку дорогостоящих грузовых самолетов или перепрофилирования пассажирских лайнеров.
Однако в 2020 году, когда пассажирооборот на авиатранспорте резко снизился и большинство полетов стали нерентабельными (коэффициент занятости кресел опустился ниже 75%), убытки авиакомпаний от основной деятельности увеличились в 75 раз – с 2,6 млрд до 198 млрд руб. (данные ЕМИСС). В I полугодии 2021-го авиаперевозчики по-прежнему несли убытки – 55 млрд против 122 млрд руб. в январе – июне 2020 года.
По мере восстановления международных авиаперевозок потребуется время, чтобы компенсировать накопившиеся и продолжающие расти убытки, включая покрытие по лизинговым платежам (на данный момент многим авиакомпаниям предоставлены лизинговые каникулы). Восстановление цены авиационного топлива в 2021 году также негативно влияет на ситуацию, и, по мнению НКР, этот фактор подстегнет рост тарифов в 2022-м.
Источник: РЖД-Партнер