Несмотря на замедление спроса и продолжающийся рост цен на новые суда, линейные операторы и судовладельцы продолжают размещать заказы на азиатских верфях, что обещает выход на рынок огромного объема нового тоннажа в 2023-2025, пишет Грег Миллер в своей колонке на сайте Freight Waves.
По данным Alphaliner, вместимость заказанных на сегодняшний день контейнеровозов достигла 27,9% от оперирующего флота. На самой низкой фазе цикла в октябре 2020 этот показатель составлял всего 8,2%.
По данным Clarkson Research Services, за период с четвертого квартала 2020 на верфях было заказано около 900 контейнеровозов вместимостью 7 млн TEU. Это абсолютный рекорд. В ближайшие два года предстоит значительное расширение мирового контейнерного флота: в 2023 предполагается поставка нового тоннажа вместимостью 2,45 млн TEU, в 2024 2,74 млн TEU — это 9,8% и 10,9% работающего на сегодняшний день флота. Сейчас заказы размещаются с поставкой в 2025. К настоящему моменту портфель заказов с поставкой в 2025 увеличился к четыре раза по сравнению с уровнем на начало текущего года: 1,13 млн TEU.
«Текущие цены на строительство новых судов превышают обычные уровни на 18%, с начала года они выросли на 5%. Компании не только продолжают заказывать суда, весьма вероятно, приближая фазу избыточного предложения, но и идут при этом на повышенный риск увеличения остаточной [перепродажной] стоимости», - отмечает аналитик Stifel Shipping Бен Нолан.
Глава аналитического агентства Sea-Intelligence Алан Мерфи считает опасения насчет избыточного предложения преувеличенным, поскольку, по его мнению: а) часть прироста от ввода в эксплуатацию нового тоннажа будет нивелирована списанием старого; б) ужесточение экологических норм может фактически обязать операторов замедлить суда для сокращения выбросов, что увеличит занятость флота.
Структура судостроительного спроса меняется
Аналитик Alphaliner Shipping Стефан Верберкмойс в интервью American Shipper отмечает, что осенью 2020 наибольшее число новых контрактов заключалось в двух крайних сегментах с точки зрения типоразмеров судов: в основном заказывались либо Megamax’ы вместимостью около 24 тыс. TEU для работы на маршрутах Азия-Европа, либо небольшие суда для региональных сервисов, преимущественно внутриазиатских.
Затем спрос сместился на два других типоразмера: Neopanamax вместимостью от 13 до 15 тыс. TEU, которые можно использовать на всех основных направлениях перевозок, и компактные суда класса 7K+ TEU, которые должны стать преемниками классических Panamax’ов на маршрутах, обслуживающих торговлю между Азией и Северной Америкой.
Источник: infranews.ru