Портал Kresy.pl фиксирует плохие для Польши экономические реалии: китайский мегапроект «Новый шелковый путь» огибает территорию Польши: на севере – через российскую Калининградскую область, а скоро на юге – через Венгрию.
Перспективное начало
В свое время Варшава приложила множество усилий для того, чтобы принять участие в этом проекте. В 2011-м Польша и Китай объявили о стратегическом партнерстве. Варшава и Пекин регулярно обменивались делегациями, состоявшими из чиновников самого верхнего эшелона, а в июне 2016-го в Варшаве побывал сам председатель Си Цзиньпин. В разговорах с ним польской стороной всячески подчеркивалась заинтересованность в глобальном транзитном проекте.
Китайцы со своей стороны давали понять, что выделяют в ЕС именно Польшу. Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявлял: «Польша стала частью инициативы "Один пояс, один путь", и китайская сторона выразила намерение поддержать ряд наших инициатив». В частности, Китай выражал заинтересованность в создании в Польше «Центрального коммуникационного порта», который предполагалось ввести в строй в 2027 году.
Именно Польша стала первой страной ЕС, разместившей гособлигации на китайском рынке, и единственной из стран центрально-восточной Европы стала соучредителем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
От чего разлад?
Однако в дальнейшем что-то пошло не так. Польша постепенно начала выходить у Китая из «фавора». И произошло это под влиянием третьих стран.
С одной стороны, в последние годы начал разгораться конфликт между Китаем и США, а Варшава активно сотрудничает с Вашингтоном в политических аспектах, с другой – Польша активно выстраивает союз с Литвой и Украиной, а эти две страны вызывают у Китая раздражение.
Литва открыла в Вильнюсе официальное представительство Тайваня, де-факто признав его отдельным государством. После этого Китай начал всестороннюю процедуру наказания Литвы – не только сам обрубив все торговые связи с нею, но и принуждая сделать то же самое сотрудничающие с ним компании.
Украина нанесла Пекину "хлесткую пощечину", сначала позвав китайских инвесторов на предприятие «Мотор-Сич», а потом их заблокировав. Свою репутацию крайне ненадежного партнера Киев подтвердил и тем, что недавно принялся блокировать китайский железнодорожный транзит в Польшу. Украинцы требуют, чтобы Польша увеличила им квоты на транспортные автоперевозки.
«Укрзализниця» с 30 ноября запретила транзитные перевозки вагонов через Украину в Польшу, в том числе из России и Китая. А для поляков остановка потока китайских товаров – очень серьезная проблема. Польские компании, которые импортируют товары из Китая по железной дороге, жалуются, что в последнее время у них появляется все больше поводов для беспокойства.
Грузы уходят в Калининград
Китайские грузы стали все больше «перетекать» из Польши в Калининград – о чем и предупреждает, в частности, портал Kresy.pl. В морском порту Калининград транзит в 2021 году вырос в 4,5 раза.
В порт Калининграда контейнеры из Китая прибывают по железной дороге, откуда перевозятся железнодорожными паромами в Мукран. Мукран является в данном регионе основным перевалочным пунктом для контейнеров из города Сиань. Отсюда они отправляются дальше в Карлсхамн в Швеции и Халл в Великобритании.
В Фенислитке на венгерско-украинской границе создается новый железнодорожный узел. Первые поезда придут туда во втором квартале 2022 года. Венгры не скрывают, что целью проекта является реализация китайской стратегии «Нового шелкового пути».
Источник: vz.ru