Отмена субсидий не повлияет на контейнерные ж/д перевозки из Китая

Субсидии сократят до нуля

Китайская газета Global Times (Хуаньцю шибао) опубликовала результат опроса участников рынка контейнерных железнодорожных перевозок по теме возможной отмены государственных субсидий на экспортные перевозки.

Напомним, с 2012 года китайское правительство субсидирует железнодорожные перевозки с целью стимуляции экспорта китайской продукции. Особое значение эта мера имела для удаленных от морских портов провинций Китая. Субсидии позволили резко снизить ставки на железнодорожные перевозки, в среднем, с 9 до 5 тыс. $/FEU с дальнейшей стабилизацией на уровне 5,5 тыс. $/FEU. То есть объем субсидирования долгое время составлял на разных направлениях от 3 до 5 тыс. долларов за контейнер.

Последние два года правительство Китая целенаправленно сокращало субсидии по мере роста спроса и усиления предложения. На текущий момент субсидии компенсируют китайской железной дороге около одной тысячи долларов за контейнер.

По данным Global Times, вероятность полной отмены субсидий в 2022 году довольно высока, однако существенного влияния на спрос в сегменте контейнерных ж/д перевозок это не окажет.

Ставки вырастут, спрос не снизится

Опрошенные Global Times участники отрасли считают, что железнодорожные перевозки уже вполне могут работать в условиях свободного рынка — значение субсидий постоянно сокращалось в последнее время. Они также указывают на резкий рост ставок фрахта в 2021 году.

Как прокомментировали ситуацию специалисты TELS, проблемы на рынке морских перевозок, возникшие в результате пандемии, привели к кратному росту ставок на доставку грузов морем и значительному снижению надежности этого вида транспорта. Как следствие, значительно увеличился спрос на ж/д перевозки из Китая. А поскольку: а) ставки на перевозку контейнеров по железной дороге стали сопоставимы с морскими; б) полной нормализации ситуации в индустрии морских перевозок в ближайший год не ожидается; в) мировая экономика и торговля восстанавливаются – то и спрос на перевозку грузов по железнодорожным маршрутам будет только расти, вместе с ростом ставок.

Ставки на контейнерные перевозки из Китая в Россию и Европу по железной дороге вырастут обязательно. Это случится не только из-за ожидаемой отмены китайских субсидий, но еще из-за индексации Российской железной дорогой тарифов на контейнерные перевозки почти на 12% в соответствии с принятой в РФ новой транспортной стратегией.

Статистика контейнерных перевозок из Китая

По итогам 2021 года количество рейсов контейнерных поездов Китай – Европа выросло на 22% относительно аналогичного показателя 2020 года и составило 15 тыс., сообщает информационное агентство Xinhua. При этом количество перевезенных контейнеров увеличилось на 29%, до 1,46 млн TEU.

Через крупнейший сухопутный КПП Маньчжурия (Маньчжоули) прошло 4235 поездов - на 18% больше, чем годом ранее. Поездов из Европы было 2235 – на 25,6% больше, чем в 2020 году. Поездов из Китая на Европу через Маньчжурию прошло 2000 - на 10,7% больше, чем годом ранее.

Источники: infranews.ru, seanews.ru, telsgroup.ru