Субсидии сократят до нуля
Китайская газета Global Times (Хуаньцю шибао) опубликовала результат опроса участников рынка контейнерных железнодорожных перевозок по теме возможной отмены государственных субсидий на экспортные перевозки.
Напомним, с 2012 года китайское правительство субсидирует железнодорожные перевозки с целью стимуляции экспорта китайской продукции. Особое значение эта мера имела для удаленных от морских портов провинций Китая. Субсидии позволили резко снизить ставки на железнодорожные перевозки, в среднем, с 9 до 5 тыс. $/FEU с дальнейшей стабилизацией на уровне 5,5 тыс. $/FEU. То есть объем субсидирования долгое время составлял на разных направлениях от 3 до 5 тыс. долларов за контейнер.
Последние два года правительство Китая целенаправленно сокращало субсидии по мере роста спроса и усиления предложения. На текущий момент субсидии компенсируют китайской железной дороге около одной тысячи долларов за контейнер.
По данным Global Times, вероятность полной отмены субсидий в 2022 году довольно высока, однако существенного влияния на спрос в сегменте контейнерных ж/д перевозок это не окажет.
Ставки вырастут, спрос не снизится
Опрошенные Global Times участники отрасли считают, что железнодорожные перевозки уже вполне могут работать в условиях свободного рынка — значение субсидий постоянно сокращалось в последнее время. Они также указывают на резкий рост ставок фрахта в 2021 году.
Как прокомментировали ситуацию специалисты TELS, проблемы на рынке морских перевозок, возникшие в результате пандемии, привели к кратному росту ставок на доставку грузов морем и значительному снижению надежности этого вида транспорта. Как следствие, значительно увеличился спрос на ж/д перевозки из Китая. А поскольку: а) ставки на перевозку контейнеров по железной дороге стали сопоставимы с морскими; б) полной нормализации ситуации в индустрии морских перевозок в ближайший год не ожидается; в) мировая экономика и торговля восстанавливаются – то и спрос на перевозку грузов по железнодорожным маршрутам будет только расти, вместе с ростом ставок.
Ставки на контейнерные перевозки из Китая в Россию и Европу по железной дороге вырастут обязательно. Это случится не только из-за ожидаемой отмены китайских субсидий, но еще из-за индексации Российской железной дорогой тарифов на контейнерные перевозки почти на 12% в соответствии с принятой в РФ новой транспортной стратегией.
Статистика контейнерных перевозок из Китая
По итогам 2021 года количество рейсов контейнерных поездов Китай – Европа выросло на 22% относительно аналогичного показателя 2020 года и составило 15 тыс., сообщает информационное агентство Xinhua. При этом количество перевезенных контейнеров увеличилось на 29%, до 1,46 млн TEU.
Через крупнейший сухопутный КПП Маньчжурия (Маньчжоули) прошло 4235 поездов - на 18% больше, чем годом ранее. Поездов из Европы было 2235 – на 25,6% больше, чем в 2020 году. Поездов из Китая на Европу через Маньчжурию прошло 2000 - на 10,7% больше, чем годом ранее.
Источники: infranews.ru, seanews.ru, telsgroup.ru