Морские ставки по долгосрочным контрактам продолжают рекордный рост

Несмотря на значительное снижение спотовых ставок на контейнерные перевозки (согласно индекса Drewry, они уже ниже уровня прошлого года), ставки фрахта по долгосрочным контрактам на морскую перевозку контейнеров бьют рекорды уже четыре месяца подряд и, по данным аналитического агентства Xeneta, и выросли в июне на 10% по сравнению с маем. С начала года значение глобального индекса XSI выросло более, чем на 70%. По сравнению с июнем 2021 года контрактные ставки стали выше на 170%.

«После колоссального роста в прошлом месяце мы видим еще одно повышение на 10% в июне, что доводит грузовладельцев до предела, в то время как перевозчики набивают свои карманы. Опять же, мы должны задаться вопросом, является ли это устойчивым?», – комментирует ситуацию глава Xeneta Патрик Берглунд.

Берглунд указывает на падение спотовых ставок, что может все больше склонять грузоотправителей к отказу от традиционных долгосрочных контрактов. Ситуация усугубляется надвигающимися забастовками в портах (в Европе и, возможно, в США), которые могут еще больше подорвать надежность отправок. Кроме того, США подписали закон о реформе морского судоходства, призванный помешать судоходным компаниям спекулировать ценами, а рост инфляции может повлиять на потребительский спрос и замедлить экономическую активность.

Субиндекс долгосрочных ставок на перевозки азиатского контейнерного импорта вырос в июне на 5,0% по сравнению с маем (+62,5% июнь 2022 к июню 2021; +33,3% с начала года). Экспортный субиндекс для Азии вырос более значительно: +11,6% (+200,6% июнь к июню; +81,3% с начала года).

Контрактные ставки на доставку импорта в Европу выросли в прошлом месяце на 13,7% (+163% июнь к июню; +58,9% с начала года). Ставки на экспортном направлении показали в прошлом месяце прирост на 6,2% (+148,2% июнь к июню; +84,9% с начала года).

Напомним, что спотовые ставки (индекс Drewry) на доставку контейнеров из Китая в европейские порты Средиземного моря в июне были ниже прошлогодних на 2,3%. Падение на маршрутах в порты Северной Европы составляло 19,8%.

По разным данным, порядка 75% перевозок осуществляется на контрактной основе.

Источники: portnews.ru, infranews.ru, seanews.ru