Все более жесткая политика Китая в отношении Covid-19 (Covid Zero - нулевая терпимость) препятствует полному восстановлению отрасли морских грузоперевозок и продлевает кризис, пишет Bloomberg.
Китай, крупнейший в мире экспортер и ключевой центр судоходной отрасли. Это также единственная страна, которая придерживается политики Covid Zero со все более радикальными мерами. Например, в последние недели власти задержали 34000 человек в Шанхайском Диснейленде для обязательного тестирования. В пекинской школе дети начальной школы задерживались на ночь после положительного результата теста учителя. Определение «тесный контакт» теперь распространяется на людей, находящихся на расстоянии до километра.
Последние ограничения требуют от китайских моряков помещения на карантин в течение трех недель перед их возвращением в Китай, затем еще двух недель в порту прибытия и еще двух недель в своей провинции, прежде чем они смогут воссоединиться со своими семьями. Даже тем судам, которые обновили свою команду в другом месте, приходится ждать две недели, прежде чем им будет разрешено заходить в порт Китая.
Чтобы соответствовать требованиям, судовладельцы и менеджеры вынуждены перенаправлять суда и менять экипажи, задерживая поставки, что усугубляет кризис цепочек поставок.
Смягчения ограничений не будет
Операторы судов, управляющие крупнейшими логистическими компаниями и правительства стран призывают Китай ослабить свои ограничения, из-за которых риски сбоев поставок могут усугубиться. Однако руководство Китая дает всем понять, что смягчения правил не будет. «Китай полон решимости добиться нулевого уровня Covid, и он не будет ослаблять правила из-за политики», - сказал Чжао из Singhai Marine. «Он может даже ужесточить правила в связи с зимними Олимпийскими играми в феврале следующего года».
Очевидно, что такое ужесточение карантинных мер увеличивает расходы морской отрасти. В частности, Euronav NV, один из крупнейших в мире владельцев нефтяных супертанкеров, потратил около 6 миллионов долларов на устранение сбоев, связанных с необходимостью смены экипажа, карантин и более высокие командировочные расходы. Работа в Китае стала сложной и затратной задачей для всех морских операторов.
Хотя эти дополнительные расходы отрасль с лихвой покрывает за счет рекордных ставок фрахта. «При цене 9 146 долларов за 40-футовый контейнер в конце недели 18 ноября ставки выросли в шесть раз по сравнению со средним показателем за пять лет до 2019 года. Тарифы на нефтяные танкеры и балкеры выросли не так сильно», - уточняет Bloomberg.
Страдает сам, страдают покупатели
Глобальный логистический кризис бьет и по самому Китаю, усугубляя, в частности, энергодефицит в стране. В сентябре ограничения подачи электричества были введены более чем в половине провинций Китая из-за нехватки угля для генерации электроэнергии. В результате многие предприятия работали по сокращенному графику, снижая тем самым объемы производства продукции, в том числе и для экспортных отгрузок.
Таким образом, видимых предпосылок к сокращению сбоев в цепочках поставок не отмечается. Согласно новому опросу Oxford Economics, проведенному 18-29 октября среди 148 предприятий, почти 80% респондентов заявили, что они ожидают усугубления кризиса.
Источник: Bloomberg