Динамика спроса на контейнерные перевозки по оценкам CTS и Maersk

Спрос выше допандемийного

Статистический сервис Container Trade Statistics (CTS) оценивает глобальный спрос на контейнерные перевозки за первое полугодие 2021 года в 88,65 млн TEU, что на 13,5% больше, чем годом ранее, и на 6,2% превышает показатель аналогичного периода «допандемического» 2019 года.

В июне объемы рынка составили 15,2 млн TEU, что на 11% больше, чем годом ранее и на 7% по сравнению с июнем 2019.

Индекс ставок в июне достиг 146 пунктов. Для сравнения, значение индекса в июне 2020 составляло 71 пункт, 2019 — 66.

Импорт в Азию увеличился за полугодие почти на 7% год к году и более чем на 4% к уровню 2019. Экспорт из Азии за январь-июнь увеличился на 18% год к году и на 10% по сравнению с первым полугодием 2019 года.

За первое полугодие европейский экспорт увеличился более чем на 4%, импорт — почти на 2% к уровню «допандемического» 2019.

***

Несмотря на резкий рост объемов контейнерных перевозок в последние кварталы, среднегодовые темпы прироста спроса на контейнерные перевозки в период с 2019 года составили около 3%, то есть примерно в соответствии с тенденцией последних лет, пишет Maersk в обзоре рынка, предваряющем отчет перевозчика за I полугодие 2021 года.

По сравнению с 2020 годом спрос, обусловленный эффектом низкой базы, рос более динамично: на рынке океанских контейнерных перевозок объемы за квартал с апреля по июнь выросли на 19%.

В целом на этот год рост мирового спроса на контейнерные перевозки прогнозируется в районе 6–8% после снижения на 1,8% в 2020 году.

Морские мощности растут как и спрос, но ставки – в разы больше

По состоянию на конец июня номинальный мировой контейнерный флот составлял 24,4 млн TEU, что на 4,3% больше, чем в середине 2020 года. За период с середины 2019 года среднегодовые темпы роста контейнерной вместимости составили 3,7%.

Тем не менее мощности перевозчиков на рынке морских контейнерных и перевозок оставались дефицитными, а фрахтовые и чартерные ставки продолжали расти из-за постоянно возникавших проблем в узких местах системы и дефицита контейнерного оборудования, так как они резко сокращали фактическую пропускную способность.

Согласно индексу China Composite Freight Index (CCFI), фрахтовые ставки на маршрутах контейнерных перевозок из Китая превышали уровни годом ранее на 154%. Ставки на авиаперевозки также выросли, но не столь значительно. В отчете за май IATA сообщила, что разрыв между стоимостью океанского и авиафрахта сократился вдвое, что дало авиаперевозчикам дополнительное конкурентное преимущество.

Источники: infranews.ru, rzd-partner.ru