Согласно последнему отчету аналитиков Transport Intelligence и Upply, в первом квартале 2023 года произошло дальнейшее снижение ставок на европейские автоперевозки. Это уже второй квартал подряд, когда ставки падают после длительного периода роста.
За первые три месяца 2023 г. индекс спота снизился до 132,5 пунктов по сравнению с 142,1 пунктами в четвертом квартале 2022 г. Индекс контрактных ставок сократился до уровня 127,2 пунктов, в последнем квартале 2022 года он был на уровне 130 пунктов.
Несмотря на снижение в течение двух последних кварталов спотовый и контрактный индексы были значительно выше своих показателей в соответствующем периоде 2022 г.
Снижению ставок способствовали сокращение спроса на перевозки, связанное с уменьшением потребительского спроса из-за высокой инфляции в большинстве европейских стран.
Дополнительным фактором, повлиявшим на снижение транспортных ставок, стало падение цен на топливо – в первом квартале 2023 г. они снизились в среднем на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ставки Польша-Германия
На маршруте между Варшавой и Дуйсбургом (германия) в первом квартале наблюдалось снижение всех ставок. На маршруте в Дуйсбург контракты были на 2,4% ниже по сравнению с предыдущим кварталом (и составили в среднем 1 496 евро или 1,38 евро/км). Спотовые ставки упали сильнее – на 6,6%, до 1 680 евро (1,56 евро/км). Стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом контрактные ставки выросли более чем на 24%, а спотовые – на 16%.
В обратном направлении в Варшаву контрактные ставки снизились на 2,1% по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. – до 1184 евро (1,09 евро/км). На спотовом рынке перевозчики требовали в среднем на 8% меньше – 1367 евро (1,26 евро/км).
Аналитики TI отмечают, что снижение средней спотовой рыночной ставки на направлении в Польшу (на 8,3%) было в два раза выше, чем среднее снижение в Европе – это следствие спада потребления в этой стране.
Ставки Франция-Германия
Из Дуйсбурга в Лилль контрактные цены упали на 6,5% в квартальном исчислении до 704 евро (2,33 евро/км), а на спотовом рынке – на 9,6%, до 755 евро (2,5 евро/км). В противоположном направлении контракты снизились на 2,3% (499 евро и 1,65 евро/км). Интересно, что спотовый рынок на этом маршруте вырос на 1,9% до 577 евро (1,91 евро/км).
Ставки Франция-Испания и Италия
Маршрут между Францией и Испанией был одним из немногих, где контрактные ставки выросли. Это связано с ростом сельскохозяйственного производства в Испании. После нескольких лет низкого урожая на Пиренейском полуострове французские импортеры стремятся обеспечить поставки продовольственных товаров из Испании.
На маршруте Париж-Мадрид на испанском направлении контрактные ставки выросли на 12,5%, в то время как на споте они снизились на 1,5%. На маршруте в столицу Франции контрактные ставки выросли на 4,1%, а цены на спотовом рынке снизились на 4,3%.
Аналогичная ситуация наблюдается и в случае Италии. Объявление о лучшем урожае в 2023 году привели к тому, что контрактные ставки на экспортных маршрутах из этой страны выросли в отличие от большинства европейских маршрутов.
Спады продолжатся
Авторы отчета сообщают, что снижение объемов производства и увеличение свободных провозных мощностей означает, что тенденция к снижению ставок, скорее всего, сохранится в 2023 г. Тем не менее, несмотря на заметное падение потребления и спроса на транспорт, ставки будут оставаться высокими по сравнению с историческими уровнями из-за высоких затрат, включая рост заработной платы.
Источник: trans.info