По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределения продуктов приходится до 1/3 цены конечного продукта.
Снижение затрат на транспортировку грузов — одна из основных задач транспортной логистики. Решение этой задачи возможно различными путями, в том числе и увеличением объема или веса одной отправки, загружаемой на транспортное средство.
25 июля 2011 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15 апреля 2011 г. в Российской Федерации вступили в силу «ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ» (далее Правила).
Пунктом 75 Правил предусмотрена возможность проезда по территории России автотранспортных средств с грузом, имеющих общий вес 40 тонн, а при перевозках в 40 футовых контейнерах — 44 тонны. Несомненно, это является более прогрессивной нормой по сравнению с действовавшей ранее — 38 тонн.
На первый взгляд, увеличение общего веса автотранспортного средства с грузом, дает право думать о возможности увеличения веса одной отправки, перевозимой на стандартном автопоезде. Подобные предложения уже поступили от ряда Заказчиков ГК TELS. Они предлагают внести изменения в действующие договора в части увеличения размера одной отправки с 20 до 22 — 24 тонн.
Однако так ли все просто, как кажется на первый взгляд? Попытаемся в этом разобраться.
Немного теории
При контроле весовых параметров автотранспортных средств, следующих по автомобильным дорогам любого государства, в том числе и Российской Федерации, учитываются два основных значения: общий вес автотранспортного средства с грузом и, неразрывно связанное с этим параметром, целиком и полностью зависящее от него, распределение осевых нагрузок.
Таким образом, при принятии решения о возможности увеличения веса одной отправки, мы должны учитывать не только параметры общего веса, установленные пунктом 75 Правил, и Приложением № 1, но и предельно допустимые значения осевых нагрузок, указанные в Приложении № 2 к Правилам.
К сожалению, в данном случае, законодатель не только не пошел по пути либерализации действовавших нормативов, но и, в ряде случаев, ввел более жесткие требования. Проанализируем нормы, установленные Правилами.
Предельные значения осевых нагрузок устанавливаются исходя из ряда параметров, в числе которых:
1. количество осей автотранспортного средства,
2. межосевое расстояние,
3. существующие категории автомобильных дорог (другими словами, нормативные осевые нагрузки под которые осуществлялось строительство и реконструкция автомобильных дорог).
Обозначим каждый из этих параметров в отдельности.
При выполнении международных автомобильных перевозок наиболее часто встречающиеся комбинации осей автопоезда (седельный тягач с полуприцепом) составляет «2+3» (двухосная + трехосная тележка) либо «3+2». Комбинация «2+2» не используется ввиду малой грузоподъемности, а комбинация «3+3» — ввиду несоответствия габарита по длине, нормативу 16,5 метров, действующего в большинстве европейских стран.
"2+3" | "3+2" |
Межосевое расстояние
Наиболее часто встречающееся межосевое расстояние в двухосной тележке, как седельного тягача, так и полуприцепа составляет от 1,30 до 1,4 метра.
В Правилах это значения, предусмотренные для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку транспортного средства 100 кН (10 тс).
Расстояние между сближенными осями АТС группы А, (м) | Значение предельно допустимой осевой нагрузки, (т) |
Свыше 2,00 | 10,0 |
Свыше 1,65 до 2,00 включительно | 9,0 |
Свыше 1,35 до 1,65 включительно | 8,0 * |
Свыше 1,00 до 1,35 включительно | 7,0 |
До 1,00 | 6,0 |
| * для контейнеровозов — 9,0 |
Примечание. Для автотранспортных средств групп А и Б, спроектированных до 1995 г., с расстоянием между осями не более 1,32 м допускаются осевые массы соответственно 8,0 т и 5,5 т.
Расстояние между сближенными осями АТС группы А, (м) | Значение предельно допустимой осевой нагрузки, (т)* |
Свыше 2,00 | 10,0 |
Свыше 1,65 до 2,00 включительно | 9,0 |
Свыше 1,35 до 1,65 включительно | 8,0 |
Свыше 1,00 до 1,35 включительно | 7,0 |
До 1,00 |
6,0
|
Таблица 3:
Расстояние между сближенными осями АТС группы А, (м) | Значение предельно допустимой осевой нагрузки, (т)* |
Свыше 5,00 | 10,0 |
Свыше 3,20 до 5,00 включительно | 8,0 |
Свыше 2,60 до 3,20 включительно | 7,5 |
Свыше 2,00 до 2,60 включительно | 6,5 |
До 2,00 |
5,5
|
Расстояние между сближенными осями АТС группы А, (м) | Значение предельно допустимой осевой нагрузки, (т)* |
Свыше 2,00 | 10,0 |
Свыше 1,65 до 2,00 включительно | 9,0 |
Свыше 1,35 до 1,65 включительно | 8,0 |
Свыше 1,00 до 1,35 включительно | 7,0 |
До 1,00 |
6,0
|
Директор ИООО «АРТ ЛОГИСТИК» группы компаний TELS