Дефицит контейнеров толкает вверх морские ставки

Начиная с третьего квартала 2020 года мировые цены на морские перевозки неуклонно растут, при этом ситуация с дефицитом контейнеров в Китае только обостряется. Значение фрахтового индекса Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) указывает на то, что спотовые ставки резко выросли в середине ноября и продолжают тенденцию к росту.

Последствия пандемии COVID-19 для глобальных цепочек поставок начали проявляться в феврале 2020 года, при этом снижение доступности морских контейнеров стало очевидным практически сразу. В ноябре дефицит усиливался, что сопровождалось другими серьезными проблемами, такими как нехватка рабочей силы и оборудования, а также заторы в различных портах мира.

Пока объемы экспорта из Китая остаются стабильными, но уже наблюдается тенденция к их снижению, так как порожние контейнеры застревают в зарубежных портах и не возвращаются в Китай в достаточном количестве. Дефицит усугубляется ограничениями многих перевозчиков на выпуск порожних контейнеров до того, как они запланированы к отправке. Например, в континентальном Китае Hapag-Lloyd отпускает контейнеры со складов только за восемь дней до запланированного прибытия рейса.

Скорость оборота рефрижераторных контейнеров также снизилась. Китайские порты Циндао, Ляньюньган, Нинбо и Шанхай испытывают критическую нехватку контейнеров, при этом задержки увеличиваются с каждым днем. Многие суда выходят из китайских портов лишь частично загруженными — из-за отсутствия доступных рефрижераторных контейнеров, особенно 40-футовых.

Крупные судоходные компании Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company объявили, что острая нехватка рефрижераторных розеток в портах Тяньцзиня вызывает задержки в графике стоянки. Дефицит вызван усиленными мерами по тестированию на коронавирус в отношении замороженных продуктов, в результате контейнеры простаивают в портах, увеличивая пробки до предела.

Нехватка рефрижераторных розеток в порту Тяньцзинь привела к перенаправлению грузов в другие китайские порты, такие как Циндао и Далянь. Однако в заявлении MSC указывается, что аналогичная нехватка рефконтейнеров может иметь место и в других китайских портах. Ранее MSC заявила, что прекращает перевозки в порт Тяньцзинь.

Дефицит контейнеров, по прогнозам аналитиков, сохранится, как минимум, до китайского Нового года в феврале.

***

На направлении Китай — Россия ставки фрахта за последние несколько недель выросли с $3000 до $5000-6000, на некоторых направлениях рост более значительный — до пяти раз, пишет газета "Коммерсант". Ситуация не исправится раньше января, и это грозит ростом цен и дефицитом товаров, которые привозят из Китая — например, электроники.

Из-за нехватки контейнеров датская Maersk убрала с сайта возможность букирования онлайн. Гонконгская Sinokor разослала письма, что приостанавливает букирование на весь декабрь. Небольшие производства вынуждены приостановить выпуск продукции, потому что новые ставки фрахта для них оказались неподъемными.

Участники рынка называют несколько причин дефицита контейнеров. В первую очередь, это отложенный спрос, вызванный пандемией. Он совпал с предпраздничным периодом. В итоге Шанхайский индекс контейнерных перевозок вырос до максимума за восемь лет. Еще одна причина — дисбаланс между производителями в АТР и Южной Азии и потребителями в Северной Америке и ЕС.

Ситуация вряд ли улучшится раньше января следующего года, полагают собеседники «Коммерсанта». Один из источников в отрасли говорит, что удорожание логистики скажется на цене товара, но более важными будут возможные задержки сроков доставки, в том числе комплектующих для местных производств.

Источник: chinalogist.ru, ati.su, "КоммерсантЪ"

Multy.jpg