Экономика Беларуси упала: то ли еще будет?!

Пандемия коронавируса и обвал цен на нефть в очередной раз показали слабую товарную и страновую диверсификацию внешней торговли Беларуси. Увеличилась зависимость от российского рынка. Обострение политического кризиса в стране при отказе от переговоров между гражданским обществом и действующей системой управления грозит долгосрочными разрушительными последствиями для внешней торговли и экономики Беларуси.

Большой экономический спад при росте зависимости от России

Итоги первого полугодия:

  • Экспорт Беларуси — 12,8 млрд долларов, снижение к 2019 году на 19,4%.
  • Импорт — 14,7 млрд долларов, снижение к 2019 году на 21,2%.

Крупнейшие экспортные позиции Беларуси — калийные удобрения, нефтепродукты, сыры и творог. Крупнейшие импортные позиции — нефть, природный газ, легковые автомобили.

Несмотря на рост количества стран, куда осуществлялись поставки белорусских товаров, со 161 (в 2019 году) до 166 (в 2020 году), реальной диверсификации экспорта не произошло.

Доля России в белорусском экспорте в 2020 году составила 47,1% и выросла на 6,5 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Причина — в сокращении поставок нефти и снижении стоимости нефти, что привело к снижению объемов нефтепереработки и уменьшению стоимостных объемов поставок нефтепродуктов. Традиционно основными покупателями белорусских нефтепродуктов выступают Великобритания и Нидерланды. Эти страны — в списке покупателей с наибольшим сокращением белорусского экспорта в 2020 году.

Белорусские власти пытаются диверсифицировать экспортные направления отдельных товарных позиций. К примеру, по молочной сыворотке основным покупателем стал Китай, который за год увеличил покупку белорусской продукции в 2,8 раза — до 20 млн долларов и занимает 45% от всего экспорта данной продукции. Однако этого недостаточно. 94% сыров и творога и 92% масла отправляется на экспорт в Россию.

По большинству позиций машиностроения и продовольствия российский рынок остается ключевым. Однако в ситуации пандемии за первое полугодие 2020 года сократились до 174 млн долларов, или в 2,5 раза, стоимостные объемы поставок грузовых автомобилей, на 27% уменьшились поставки запасных частей для автомобилей и тракторов, на 37% — поставки шин для автомобильной и грузовой техники.

Что дальше?

Восстановление внешнеэкономических связей Беларуси с другими странами может быть подорвано двумя факторами.

Первый — вторая волна пандемии, которая наблюдается в ряде стран мира, в том числе в ЕС.

Второй фактор — внутристрановой, связан с политическим и экономическим кризисом в стране. Забастовочные действия могут парализовать либо существенно уменьшить выпуск некоторых видов продукции, это приведет к срыву внешнеторговых контрактов либо их пропорциональному уменьшению. Отмечена нестабильность валютного курса, что может привести к уменьшению импортных поставок и удорожанию продукции.

Пока кризис не затронул сферу грузовых перевозок, однако подобные риски не могут быть исключены, что добавит сложностей в реализации продукции на экспорт и может привести к срыву поставок импортных комплектующих.

Достижение консенсуса в обществе относительно будущего страны является условием восстановления экономических показателей. Однако, по свидетельству аналитиков, пока нет ни одного примера, когда нынешние власти Беларуси вели бы диалог с оппозиционной общественностью. Как раньше, так и сейчас ставка делается на силовое подавление.

В случае продолжения кризиса и отсутствия переговорных процессов разрушительные последствия для внешней торговли Беларуси и ее экономики в целом могут наступить в ближайшие месяцы, последующее преодоление последствий затянувшегося кризиса потребует кратно больших сроков.

Изменение логистических схем

Политический кризис в Республике Беларусь с очевидностью приведет к негативным экономическим последствиям для самой республики и с высокой долей вероятности – к изменениям на рынке грузоперевозок между Евросоюзом и Российской Федерацией. В частности, стоит ожидать перераспределения транзитных грузопотоков в случае, если Минск реализует свои угрозы в ответ на санкции Польши и стран Прибалтики.

Есть два заявления Президента РБ: первое касается переориентации белорусского грузопотока из портов Литвы на российские порты; второе - Александр Лукашенко заявил, что Минск может закрыть границу с Польшей в районе Бреста и Гродно, перекрыв транзит грузов из Западной Европы.

По мнению директора автотранспортного предприятия TELS CARGO Андрея Абрагимовича, реализация планов по переводу белорусского транзита из портов Литвы в Калининград и Санкт-Петербург весьма вероятна, хотя это увеличит стоимость белорусского экспорта. В отношение же закрытия границ с Польшей есть надежда, что этого не произойдет, поскольку не выгодно ни Беларуси, ни России.

Еще одним из рисков в случае, если кризис не будет преодолен до конца года, является вероятность сокращения квот разрешений на международные автомобильные перевозки для белорусских транспортных компаний со стороны европейских стран (в первую очередь, Польши). Для грузовладельцев это очередной фактор увеличения логистических затрат из-за сокращения провозных возможностей на этом направлении. (Полную версию интервью с Андреем Абрагимовичем читайте: https://www.telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_press/5179.html)

Использованные источники: tut.by, dp.ru