Утверждённый Пакет мобильности ЕС, который был принят под нажимом лобби развитых стран Западной Европы, могут пересмотреть ещё до начала его вступления в силу в 2022 году.
Напомним основные изменения в правилах автомобильных перевозок Евросоюза согласно нового Пакета мобильности:
- Отдых водителя длительностью более 45 часов (после максимум шести дней работы) компаниям-перевозчикам придется организовывать вне автомобиля, и оплачивать это будет работодатель. В помещениях для отдыха должны быть места для сна и санузлы. Кроме того, транспортные компании должны будут организовывать работу водителей так, чтобы у тех была возможность провести дома не менее одного еженедельного отдыха за каждые четыре недели работы.
- По новым правилам дальнобойщиков придется регистрировать как командированных работников. Таким образом, водителям, осуществляющим перевозки в более богатых странах, надо будет платить более высокую зарплату. Исключение: не нужно будет командировать дальнобойщиков, едущих транзитом или совершающих двусторонние перевозки.
- Водителей, занимающихся каботажем, придется командировать. Нынешние ограничения на каботаж остаются в силе - не более трех операций за семь дней. После этого грузовик не сможет заезжать в ту же самую страну на протяжении четырех дней.
- Каждую восьмую неделю транспортное средство должно возвращаться в страну своей прописки.
«Правило восьмой недели» — во вред экологии ЕС
Именно по пункту, требующему возвращения грузовиков в страны регистрации, возможны изменения. По предварительным подсчетам, это суммарно 570 тыс. возвращающихся в страну регистрации пустых фур, которые за год суммарно будут проезжать 780 млн км, расходуя 188 млн л топлива.
Ответственная за вопросы транспорта член Еврокомиссии Адина Валеан уже в августе объявила, что ЕК заказывает специальное исследование последствий введения Пакета мобильности. Главный вопрос — насколько все эти десятки тысяч пустых фур, которые без дела будут с февраля 2022 года кататься по ЕС, повлияют на транспортную систему Евросоюза.
Исследование проведёт британская компания Ricardo. Кроме главного вопроса, есть множество второстепенных: от изменений условий ведения предпринимательской деятельности для транспортников до экологических последствий выброса сотен тысяч тонн лишнего углекислого газа.
"В новых правилах есть элементы, которые могут идти вразрез с амбициями европейских зелёных превратить ЕС к 2050 году в регион с нейтральными выбросами, не вредящими климату", — говорит Адина Валеан. Кроме того, подчеркнула она, в 2017 году, когда основной хребет нового свода был сформулирован и внесён на обсуждение, таких строгих правил в нём не было. Они появились уже на этапе внесения поправок, которых добились лоббисты западноевропейского транспортного сектора, желающие убрать со своего рынка дешёвых восточноевропейцев.
Сегмент восточного направления исчезнет
Задумались над правилом восьми недель и западноевропейцы. Компании из Нидерландов уже публично опасаются, что из-за этого у них в принципе исчезнет сегмент перевозки грузов в восточном направлении. Тысячи фур будут ехать на Восток пустыми и, разумеется, брать любые заказы даже за символическую стоимость. Нидерландская бизнес-ассоциация Evofenedex уже поприветствовала решение еврокомиссара провести исследование этого вопроса, а ассоциация грузоперевозчиков этой страны TLN объявила, что правило восьми недель "было ошибкой".
Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия и Литва рассматривают возможность совместного обращения в Европейский суд справедливости - голосов этой восьмёрки не хватило в Европарламенте, чтобы заблокировать Пакет мобильности. Сейчас у восточноевропейских компаний появилась надежда, что до начала действия новых правил их хотя бы частично подправят.