Быстрого восстановления потребительского спроса не ожидается

Данные Росстата говорят о замедлении темпов падения частного потребления в России с 26,7–27,4% в апреле до 24–25% в мае 2020 года в годовом выражении, однако оно остается ниже уровня 2012 года.

По мнению аналитиков, быстрого восстановления доходов населения не предвидится, что говорит о вероятности длительного восстановления спроса. Развития майского оживления в экономике в июне Центральный банк не наблюдает.

Структура потребления изменилась в пользу менее качественных товаров. «В магазинах повышенным спросом начали пользоваться товары из низкого ценового сегмента. Его значимость в структуре рынка выросла для почти половины (47%) FMCG-категорий, из-за чего доля продаж товаров низкого ценового сегмента в структуре рынка увеличилась с 17% в среднем за год до 18,2% и 17,7% в апреле и мае соответственно", - говорится в исследовании Nielsen.

Такие изменения коснулись множества крупнейших категорий, например, мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий и других. Так, с 27 апреля по 24 мая 2020 года доля низкого ценового сегмента в категории макаронных изделий достигла 23% в денежном выражении, тогда как среднегодовое значение (за год с марта 2019 года по февраль 2020 года) составляло 19%.

Почти четверть опрошенных Nielsen потребителей в России (24%) говорят, что COVID-19 отразился на их доходах, что неизбежно скажется на динамике продаж товаров повседневного спроса в краткосрочной и среднесрочной перспективе. 30% покупателей в России стали чаще, чем до пандемии искать в магазинах товары со скидками, а в группе потребителей, пострадавших от последствий COVID-19, это значение еще выше - 38%.

"Две трети покупателей в России (66%) признались, что заметили в магазинах повышение цен, хотя данные продаж товаров FMCG говорят о том, что в период пандемии средняя стоимость товаров в торговых сетях остались практически без изменений - восприятие цен за период самоизоляции изменилось скорее ввиду сокращения доходов покупателей, чем действительного роста ценников", - отметил директор по работе с ретейлерами Nielsen Россия Константин Локтев.

По данным Росстата, только за один май безработица в РФ увеличилась на 220 тыс. человек, а ее уровень вырос до максимума за последние восемь лет (6,1%). И это при том, что подстройка рынка труда к снижению экономической активности в целом происходит через сокращение заработной платы и рост неполной занятости, что сдерживает рост безработицы. Таким образом, рынок сейчас не может предъявить явных факторов для ощутимого роста доходов населения.

Источники: «КоммерсантЪ», ТАСС