Вирус снизил спрос на грузоперевозки и изменил грузовой портфель, но есть признаки оживления

Транспорт TELS

Статистика Transporeon

Компания Transporeon провела на своей платформе Ticontact опрос более 200 транспортных компаний на тему изменений на рынке грузоперевозок. В целом, ничего неожиданного этот опрос не выявил, но его результаты являются показательным статистическим срезом состояния рынка в части изменения спроса на услуги перевозчиков и их грузового портфеля.

По данным Transporeon, почти 70% транспортных компаний сообщили о сокращении спроса на их услуги на 10% и более процентов. При этом около 10% перевозчиков заявили, что поток заказов на перевозки у них увеличился.

Выросли более чем на 15% объемы перевозок продуктов питания, непищевых товаров повседневного спроса и фармацевтики. Также увеличился спрос на доставку бумаги и упаковки, сельскохозяйственной продукции. Заметно сократились объемы заказов от производителей строительных материалов, автотранспорта, бытовой техники и электроники, станков и оборудования, металлургии.

Ставки на перевозку примерно у 40% перевозчиков не изменились, около 40% заявили о сокращении стоимости их услуг, остальные респонденты сообщили о росте ставок.

Как работается на рынке международных грузоперевозок?

Иван Самусев, TELSКоммерческий директор Группы компаний TELS Иван Самусев:

"С момента начала развития пандемии и реализации карантинных мер работа с клиентами прошла два диаметрально противоположенных этапа.

Первый этап (когда заказчики еще не осознавали всей глубины проблемы и не обладали знаниями по развитию принимаемых мер на различных рынках) характеризовался некоторой паникой с их стороны, ужесточением требований, иногда угрозами за невыполнение условий договора. Для этого периода было характерно формирование дефицита транспорта, рост ставок фрахта, несоблюдение сроков, нежелание идти на компромиссные решения.

На втором этапе, когда появилась ясность, что проблема имеет глобальный и продолжительный характер, пошла работа по перестройке работы на всех уровнях: собственные процессы, процессы взаимодействия с подрядчиками, конечными потребителями и т.д. Этот этап отмечен сокращением объемов перевозок, падением ставок фрахтов, пересмотром тендерных обязательств, паузами в принятии решений и приостановкой тендерных процедур.

Отмечу, что значительное сокращение объемов перевозок коснулось следующих отраслей: металлообработка, деревообработка, автомобильное производство, строительство, HoReCa. Однако в некоторой степени отрицательная динамика компенсировалась за счет отраслей по производству и продаже продуктов питания, гигиенической продукции.

Клиентская активность несколько снизилась на 17-18 календарных неделях, более значительный спад произошел в первых числах мая. Но начиная с 11 мая наблюдается рост активности, объемов перевозок, возобновление процессов тендерных закупок".

Кое-что о динамике продаж в России

Данные Transporeon и TELS можно сопоставить с информацией от российских продавцов. Российские онлайн-ретейлеры Wildberries и Ozon отмечают с начала апреля более чем трехкратный рост спроса на сладости. Продажи товаров для занятия спортом в России на фоне режимов самоизоляции выросли более чем вдвое, сказано в исследовании крупнейшего в РФ оператора фискальных данных "Платформа ОФД". На 68% увеличились объемы продаж товаров для дома и дачи.

Средняя стоимость покупки товаров, относящихся к электронике, выросла на 41%, однако число таких покупок уменьшилось на 28%, а объем продаж увеличился лишь на 2%. Продажи одежды в РФ в апреле к февралю рухнули на 90%.

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил об ожидаемых потерях в строительной отрасли: «Если ситуация эпидемиологическая будет такая, как сейчас, то потери могут быть процентов 10. Если ситуация будет ухудшаться, то и потери могут быть больше".

После месяца карантина россияне постепенно наращивают траты. В период с 27 апреля по 3 мая российские потребители нарастили расходы на 5,3% по сравнению с предшествующей неделей, приводит данные лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных "СберДанные".

"Россияне осторожно, но последовательно наращивают объемы расходов в тех сегментах, где такая возможность есть. Падение товарных категорий с 27 апреля по 3 мая, без учета продовольствия, по итогам исследуемой недели составило 9,3% в годовом выражении против 42% в первую неделю апреля, сразу после объявления периода самоизоляции", - указано в исследовании.

Доля интернет-покупок увеличилась по всем товарным категориям. "Это происходит автоматически из-за приостановки продаж офлайн. Но и все возвращение потребительского спроса теперь происходит лишь через электронные каналы", - указывает Сбербанк, по данным которого даже в сегменте автодилеров 30% от всех сделок было оплачено онлайн, хотя они традиционно избегают такого вида расчетов.

Использованные источники: Transporeon, ТАСС, РИА Новости

6532-2.jpg

Читайте также: "Рынок транспортной логистики в мае 2020 года: начало восстановления спроса и роста ставок"