В отличие от рынка железнодорожных контейнерных перевозок, контейнерооборот на котором в целом растет будто и нет никакого кризиса (точнее, во многом он из-за кризиса и вырос), морские контейнерные перевозки претерпевают неблагоприятный период
Глобальный рынок
Согласно оценкам Maersk, глобальный рынок контейнерных перевозок сократился в I квартале 2020 года на 4,7%. Крупнейший в мире оператор контейнерных перевозок и логистики прогнозирует, что падение продолжится в течение этого года, особенно в II квартале.
Объемы контейнерных перевозок на трейде Восток – Запад в I квартале сократились на 5,7%. Импорт в Европу при этом упал на 16%, поскольку из-за пандемии в феврале почти полностью был заморожен экспорт из Китая, а к марту резко упал спрос в Европе. Контейнерный импорт в Северную Америку сократился в I квартале на 7,8%. Спрос падал по мере того, как пандемия охватила Европу и США в начале марта и позднее – Ближний Восток и Индию.
На обратном плече в направлении Азии объемы за прошедший квартал выросли на 0,6%. Экспорт из Европы увеличился на 2,1%, а из Северной Америки – сократился на 2,8%.
Спад спроса и будущая неопределенность, связанная с продолжающимся коронавирусным кризисом, обусловили массовые отмены рейсов и целых сервисов. В результате резко увеличился объем простаивающего без работы флота, который достиг к концу квартала 2,2 млн TEU, то есть 9,4% всего флота – максимум за последние 10 лет.
Контейнерооборот портов России
Контейнерооборот портов России по итогам января-апреля 2020 года составил 1,76 млн TEU, что остается на уровне аналогичного периода прошлого года (-0,5%), сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.
В течение рассматриваемого периода показатель динамики роста демонстрировал «скачкообразность» с общим негативным трендом. По итогам января текущего года темпы роста контейнерооборота составляли 4% к аналогичному периоду прошлого года, в январе-феврале этот показатель снизился до 1%, в январе-марте темпы роста увеличились до 1,6%, в апреле - отрицательная динамика до минус 6,3%.
Перевалка импортных контейнеров за отчетный период сократилась на 1,7%, до 742,7 тыс. TEU (перевалка груженых упала на 3,2%, порожних – выросла на 18,9%).
Экспортных контейнеров перевалено 730,47 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 10,3% больше).
Каботаж вырос на 6,1%, до 256,76 тыс. TEU. Транзит упал на 26,3%, до 29,43 тыс. TEU.
Рефрижераторных контейнеров перевалено 188,78 тыс. TEU (+1,3%).
Сокращение перевалки контейнеров в портах Балтийского бассейна (-5,9%, до 833,49 тыс. TEU) было компенсировано увеличением перевалки контейнеров в портах Дальневосточного бассейна (+6,4%, до 578,98 тыс. TEU) и Азово-Черноморского (+3%, до 292,11 тыс. TEU) бассейнов.
Сухие и наливные растут как ни в чем не бывало
При всех имеющихся негативных обстоятельствах, в сегменте перевозок сухих и наливных грузов российские морские порты чувствуют себя намного лучше. Грузооборот морских портов России по итогам января- апреля 2020 года вырос на 3,7%, до 280,13 млн т. Объем перевалки сухих грузов за отчетный период составил 121,77 млн т (+3,1%). Перевалка наливных грузов выросла на 4,2%, до 158,36 млн.
Темпы роста грузооборота увеличивались в течение рассматриваемого периода: в январе-феврале этот показатель составлял 0,7% к аналогичному периоду прошлого года, в январе-марте - 2,7%, в отчетном периоде – 3,7%.
Источники: infranews.ru, rzd-partner.ru, seanews.ru,ТАСС