Па данным, которые привел в ходе своего выступления на совещании с Президентов РФ генеральный директор АСМАП А.Н. Курушин, на текущий момент объем международных автомобильных перевозок уменьшился более чем на 20%, в сообщении с Китаем сокращение составило свыше 40%, межрегиональные перевозки внутри страны снизились более чем на 30%.
На фоне сокращения спроса на транспортные услуги наблюдается падение ставок, отмечается увеличение сроков оплаты заказчиками за уже осуществленные перевозки. Финансовое состояние автотранспортных предприятий существенно ухудшилось.
Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики в свою очередь приводит следующие предварительные данные: на конец апреля сокращение интенсивности использования автотранспортной техники отмечалось в среднем на 10–15 %. При этом перевозки сборных грузов упали на 30% к марту прошлого года и на 40% — в апреле по сравнению с тем же периодом год назад.
После закрытия странами Евросоюза своих границ время прохождения грузового транспорта через пункты пропуска и транзита в среднем выросло от двух до четырех дней. Стихийно возникающие границы между странами ЕС сначала спровоцировали скачок цен на автоперевозки в середине марта, затем последовало снижение ставок из-за нехватки предложения.
Российские перевозчики на фоне карантинных мероприятий снова потеряли возможность ездить вглубь Китая, и к этому еще добавились значительные ограничения на проезд автотранспорта через пропускные пункты на российско-китайской границе. В связи с ужесточением мер по предупреждению распространения коронавируса на территории КНР китайской стороной уменьшена суточная норма пропуска транспортных средств до 15 единиц в одну сторону.
Особенность текущей ситуации в том, что практически невозможно дать хотя бы приблизительно точный комплексный прогноз по дальнейшему развитию рынка – слишком много «переменных» экономического, медицинского и политического характера. Все прогнозы имеют большую разбежку между «оптимистичными» и «пессимистичными» сценариями.
Согласно имеющимся на сегодняшний день прогнозам от Jefferies и Transport Intelligence (TI), лучшее, на что могут сейчас надеяться европейские грузовые автоперевозчики в 2020 году, – это сокращение объемов на 4,8%. Худший сценарий от TI предусматривает сокращение до 17%.
Очевидно, что эти прогнозы предполагают некоторую стабилизацию рынка во втором полугодии, чего на самом деле может и не произойти.
Вопреки ожиданиям, что общая мировая беда отодвинет хотя бы временно санкционную политику и политические распри между странами, мы в ряде случаев наблюдаем усиление воинственной риторики. В частности, идет новая волна напряженности в отношениях между двумя крупнейшими экономиками мира - Китаем и США.
Использованные источники: АСМАП, РЖД-Партнер, seanews.ru, ati.su