Железная дорога устойчива к пандемии

В то время, как рынок автомобильных грузоперевозок терпит сокращение объемов и беспрецедентное усложнение доставки грузов на фоне экономического кризиса и эпидемиологической обстановки, Российские железные дороги сообщают, что перевозка контейнеров в их сети за первый квартал этого года выросла на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом, железнодорожный транспорт показал самую низкую зависимость от проблем, связанных с пандемией. Он, безусловно, тоже пострадал от текущей кризисной ситуации, но эти потери связаны с сокращением производства и загрузок, а не с действием карантинных мер. Контейнер на железной дороге пересекает границы государств сравнительно легко по сравнению с грузом, следующим в автомобильном транспорте.

Даже короткие расстояния – по ж/д

Один из показательных примеров: Министерство промышленности и торговли Приморского края прорабатывает вопрос доставки плодоовощной продукции в Приморье поездом из Хуньчуня.

Напомним, с 6 апреля прекращены автомобильные грузовые перевозки через российско-китайские погранпереходы Пограничный – Суйфэньхэ, Полтавка – Дунин и Турий Рог – Мишань. Такое решение китайские власти аргументируют тем, что не могут обеспечить централизованную проверку и карантин возросшего грузопассажирского потока.

В сложившейся ситуации торговые сети стали рассматривать альтернативный способ поставки продукции. Министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин сказал, что плодоовощная продукция будет перевозиться 20 рефрижераторными контейнерами. По его словам, параллельно ведется работа по организации железнодорожных поставок в Приморье томатов из Узбекистана и плодовоовощной продукции из Вьетнама.

Из Китая в Европу – грузов все больше

В марте-апреле в российских СМИ прошла серия сообщений об открытии новых транзитных железнодорожных сервисов: из Китая в Австрию, из Китая в Испанию, из Китая в Германию через Калининградскую область и пр.

Официальный представитель Министерства коммерции КНР Гао Фэн на еженедельном брифинге сообщил, что объем транспортировки железнодорожных грузов из Китая в Европу с января по март текущего года вырос в годовом исчислении на 18%, количество товарных составов на данном направлении увеличилось на 15%. "В текущем году грузовое железнодорожное сообщение между нашей страной и Европой в целом стабильно развивалось. Пандемия довольно незначительно отразилась на этом виде транспорта". Гао Фэн уточнил, что только за март КНР поставила исторический рекорд, направив в европейские страны более 800 поездов.

Ранее доставка почтовых грузов из Китая в Европу осуществлялась самолетами с довозом автотранспортом. Сейчас пассажирские авиаперевозки ограничены, а грузовое пространство на оставшихся рейсах отдается под грузы медицинского назначения. Чтобы разгрести скопившуюся почту, было решено подключить железную дорогу и запустить из Китая в Европу почтовые поезда. В ближайшие 2-3 месяца планируется доставить в Европу 2 тыс. тонн почтовых грузов. Каждый поезд будет перевозить порядка 300 тонн почтовых отправлений. Большинство маршрутов из Китая будут идти до Литвы, часть поездов планируется отправлять в Польшу. Оттуда почтовые грузы будут отправлять автотранспортом получателям в 30 стран Европы.

Ж/д перевозки, TELS

Дисбаланс в контейнерных потоках, но проблему решают

Грузов из Китая в Европу везут намного больше, чем на обратном направлении. Остановка предприятий в Европе привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров.

Обычное соотношение контейнеропотока Восток – Запад и Запад – Восток – 2 к 1, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на гендиректора компании "РЖД Логистика" Дмитрия Мурева. При этом, по данным РЖД, перевозки груженых контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай в марте выросли на 33,4%, до 28,5 тыс. TEU, отправка порожних, следующих в основном из Европы в Китай, снизилась почти на 70%, до 1 тыс. TEU. Источник "Коммерсанта", знакомый с ситуацией, пояснил, что на фоне ухудшения экономики контейнеры из Европы стали вывозить в Китай морем, что наносит ущерб тем транзитным операторам, которые предлагают комплексную услугу с возвратом порожних контейнеров в КНР.

Чтобы компенсировать этот дисбаланс, РЖД с 1 апреля дает скидку 40% при отправке порожних контейнеров через белорусско-польские погранпереходы по маршруту из Красного Смоленской области до станций Канисай или Карталы (на границе с Казахстаном): тариф составит 288 и 357 швейцарских франков соответственно. Такие же ставки установлены при транспортировке контейнеров через Красное и Канисай или Карталы через российско-польские погранпереходы или российские припортовые станции Балтийского моря.

Участники рынка поддерживают скидки, но отмечают, что проблемы дисбаланса товаропотоков она не решит. По словам директора Rail Cargo Logistics Rus Александра Баскакова, из Европы едут обычно более дорогие, но менее объемные грузы. В результате дисбаланс присутствует всегда, но его можно исправить за счет добавления российской грузовой базы, что уже делается.

***

22 апреля состоялся телефонный разговор министра транспорта РФ Евгения Дитриха с министром транспорта и инфраструктуры Турецкой Республики Адилем Караисмаилоглу. Наряду с другими вопросами министры также рассмотрели возможность расширения использования железнодорожного грузового сообщения для доставки товаров. «Достигнута договоренность об усилении координации железнодорожных операторов в условиях сложившейся нестабильной ситуации в автомобильном и авиационном сообщении», – отмечает пресс-служба Минтранса России.

Использованные источники: seanews.ru, infranews.ru, rzd-partner.ru, ati.su