На рынке международных автомобильных грузоперевозок отмечается новое явление, которое может внести дополнительный дестабилизирующий фактор в организацию доставки грузов в/из Европы. Это – забастовки водителей-дальнобойщиков прибалтийских компаний.
В частности, белорусский интернет-портал onliner.by 19 апреля опубликовал информацию: «Над литовской компанией […], по-настоящему крупным перевозчиком, осуществляющим поездки по всей Европе, сгущаются тучи. Дальнобойщики, среди которых немало белорусов, а также граждан других стран, на прошлой неделе получили уведомление о том, что в связи со сложившейся из-за COVID-19 ситуацией на континенте и в мире, экономическим кризисом и ростом безработицы сотрудникам фирмы будут урезаны выплаты. Многие водители с таким положением вещей не согласились. Завтра утром они готовятся остановить свои грузовики и таким образом вынудить руководство пересмотреть свое решение. Грядет забастовка».
О снижении выплат своим водителям объявила не одна компания-перевозчик. Другие литовские компании поступили точно так же. Поэтому к забастовке готовы присоединиться и другие дальнобойщики.
Позиция водителей
«Говорят, что водители грузовиков — это следующая категория риска после врачей. Мы работаем в том числе в зонах с тяжелой эпидемиологической ситуацией, мы не можем изолироваться от людей: все равно приходится контактировать в пунктах погрузки и разгрузки, в офисах, на стоянках и в магазинах. На складах грузчики, как правило, работают в масках, нам предлагают реже выходить из кабины, но это невозможно. При этом водителей никто не обеспечивает средствами гигиены и индивидуальной защиты, а в магазинах нельзя купить ни маску, ни антисептик», — утверждает один из водителей-международников, готовящийся к забастовке.
По свидетельству водителей, сотрудники других европейских компаний находятся в лучших условиях: «Многие получают бонусы за свою работу. Немцы, к примеру, премировали своих водителей на 1300 евро без налогов. Польские дальнобойщики к суточным получают надбавку в 10 евро за работу в зонах риска. Только литовские компании решили нагреться на водителях и за счет нас покрыть свои расходы».
Работники донесли до руководства свои требования: вернуть выплаты на прежний уровень, прекратить необоснованные вычеты за топливо, установить 10-процентную надбавку за работу в карантинных зонах.
Позиция компании-перевозчика
Позиция компании-перевозчика: водителям выплачивается всё, что положено по закону, и на большее в текущем состоянии они рассчитывать не могут. «Заработная плата водителя состоит из 3 частей: минимальная заработная плата, доплата и суточные. Из-за кризиса, вызванного COVID-19, была временно сокращена норма суточных выплат, которая в […] в течение некоторого времени была выше среднерыночной. Суточные не будут меньше, чем установленная Правительством минимальная допустимая норма (50% от максимально установленной нормы). Это изменение введено временно, до восстановления экономической ситуации», – поясняется на официальном интернет-ресурсе компании.
На свои требования водители получили следующий ответ (стилистически отредактировано): «Добрый день, уважаемые водители. В ваших требованиях нет нужды, мы и так все видим. В сложившейся ситуации фирма не может предложить вам оплату больше, чем было предложено ранее. Все не согласные водители могут позвонить своим менеджерам и сообщить, что они не согласны работать на данных условиях и хотели бы уехать домой. После чего менеджер вас отправит в гараж, где вы сдаете свои автомобили и едете домой. Все водители, которые в понедельник остановятся хоть на час, будут оштрафованы и немедленно уволены. Спасибо за понимание».
***
В администрации автотранспортного предприятии ГК TELS, куда мы обратились за комментариями, считают, что забастовки водителей – это разовые локальные вспышки, которые вряд ли вырастут в некое массовое явление.
Водители российских международных автоперевозчиков тоже терпят сокращение реальных доходов из-за ослабления рубля и снижения грузопотоков. Но в сегодняшних обстоятельствах теряют все, и большинство людей видит и адекватно оценивает ситуацию. На фоне того, что крупные транспортные компании остановили значительную часть своего парка из-за падения рынка, а мелкие фирмы часто остаются практически без работы, возможность работать и зарабатывать, пусть и меньше привычного, – это далеко не самая плохая ситуация.
По имеющимся данным, полученным из источников «близких к компании, где произошли эти инциденты», речь идет о протестах нескольких десятков водителей (из полутора десятка тысяч всего водительского состава), которые никак не влияют на деятельность компании.