Насколько снизится субсидирование?
Напомним, именно государственное субсидирование экспортных железнодорожных контейнерных перевозок обеспечило с 2011 года взрывной рост потока контейнеров на направлении из Китая в Европу. Сокращение или отмена этих субсидий повлечет увеличение тарифов на перевозку и может снизить темпы роста грузопотока.
«Целенаправленной озвученной и зафиксированной программы снижения субсидий нет, — уточняет заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.— Мы ее ощущаем с точки зрения прекращения субсидирования порожних контейнеров. Что касается груженых контейнеров, то помощь в виде субсидий со стороны государства оказывается точечно, и, если у одной провинции их убирают, как правило, дают какой-нибудь другой».
Андрей Шило также пояснил, что, хотя объем субсидий сокращается «по нашим оценкам, примерно на 10% по перевозке груженых контейнеров, снижения ровно на 10% в общих объемах по груженой части мы не видим». То есть сокращение субсидирование пока не приводит к пропорциональному сокращению объемов перевозок.
Как изменится грузопоток?
Полностью отменять субсидии китайские власти в 2020 году не планируют, объясняет гендиректор «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев. «По официальной информации, объем поддержки уменьшится на 10%, до 30% стоимости перевозки. При этом власти намерены увеличить количество экспортных контейнерных поездов. По неофициальным данным, речь может идти о росте на те же 10%», — рассказал он.
«По нашим прогнозам, рост перевозок по направлению Китай—Европа—Китай в 2020 году составит около 10%», — соглашается с оценкой коллег директор Rail Cargo Logistics Rus Александр Баскаков и полагает, что сокращение субсидий «глобально на рынок не повлияет». «На текущий год мы уже получили ответ от крупнейших игроков китайского рынка о продолжении субсидирования, так что мы надеемся на позитивный сценарий».
Эксперты TELS также не ожидают существенного сокращения роста рынка контейнерных ж/д перевозок из Китая, хотя грузовой портфель, возможно, претерпит некоторую корректировку. Рост тарифов не будет чувствительным для значительной части грузов на этом направлении, поскольку это достаточно дорогостоящая продукция.
Андрей Лисовский, руководитель Отдела Железнодорожных перевозок ГК TELS (фрагмент комментариев агентству Bloomberg): «Развитие наземного пути из Китая в Европу шло взрывными темпами: количество контейнерных поездов в этом направлении с 2011 года, в среднем, удваивалось каждый год. И понятно – почему? Если грубо, железнодорожный транспорт, по сравнению с морским, ускоряет доставку из Китая примерно в 2 раза при увеличении стоимости в 1,5-2 раза. Когда речь идет о дорогостоящей продукции, особенно, если нужен ее быстрый вывод на рынок или ввод в эксплуатацию, то железнодорожный транспорт бесспорно выигрывает – скорость и сохранность значительно выше, а рост стоимости доставки не увеличивает заметно себестоимость товара».
По данным РЖД, в январе контейнеропоток из КНР в Европу по железной дороге вырос на 22% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, даже несмотря на эпидемию короновируса в Китае.
Конкуренция между видами транспорта
На фоне развития автотранспортного грузового сообщения между Китаем и Российской Федерацией, сокращение субсидий и рост тарифов на ж/д перевозки может стать дополнительным стимулом для импортеров чаще использовать автомобильный транспорт.
Олег Остапович, руководитель Коммерческого департамента автотранспортного предприятия TELS CARGO: «Основной объем автомобильных перевозок из Китая осуществляется в близлежащие российские регионы, но уже нередки рейсы и в направлении Москвы и Санкт-Петербурга. Когда груз дорогостоящий и привезти его надо быстро, автотранспорт выгоден и на дальние расстояния. Например, ставка Пекин-Москва находится где-то на уровне 7,5 тыс. долларов. Но груз доезжает за 12-13 дней в целости и сохранности».
Активнее рассматривать сухопутные пути доставки грузов как альтернативу морским перевозкам грузовладельцев подвигает еще и тот факт, что рынок морских перевозок стал вести себя нестабильно. Как сообщает новостной ресурс The Loadstar со ссылкой на свои источники, в январе линии вернулись к практике переноса сроков погрузки контейнеров (roll-over) на маршрутах из Азии, при этом перевозчики продолжают сокращать вместимость. Возникший дефицит вместимости привел к тому, что переносится погрузка контейнеров даже по VIP-контрактам.
Александр Жикин, Департамент маркетинга ГК TELS
Использованные источники: «Коммерсант», РЖД-Партнер, infranews.ru, chinalogist.ru
***
СПРАВКА. Группа компаний TELS организует грузовые перевозки в/из Китая всеми видами транспорта, включая логистические схемы с заездом автотранспорта вглубь Китая. Реализована доставка широкого спектра видов грузов, включая высокоточное медицинское оборудование и медпрепараты, сложную электротехнику, производственное оборудование, аккумуляторные батареи, продукцию легкой промышленности, химическое сырье, тяжеловесные опасные грузы и пр. Во многих случаях заказчику предлагается несколько схем доставки грузов, которые он может использовать для оптимизации логистических затрат бизнеса в различных ситуациях.
Подробнее о автомобильных перевозках из Китая
Наши кейсы по доставке грузов из Китая:
Импорт электроники из Китая, когда поставщик не проверен, а заказчик без опыта
Ускорить мультимодальную перевозку, чтобы спасти контракты Заказчика
61 крупногабаритный ящик из Китая – срочная авиадоставка в пик сезона
Авиадоставка из Китая 67 бочек сырья для парфюмерного производства в России