Автотранспорт перехватывает дальние грузы у ж/д или возит «свои»?

Грузооборот транспорта в России в январе – августе 2019-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года на 1,1% и составил 3 трлн 763,2 млрд т-км, говорится в оперативном докладе Росстата.

При этом грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 0,9%, до 1 трлн 734,7 млрд т-км, автомобильный транспорт увеличил этот показатель на 6,1%, до 176,3 млрд т-км.

Грузооборот морского транспорта снизился на 11,4%, до 24,2 млрд т-км, внутреннего водного – на 3,2%, до 44,4 млрд т-км, воздушного транспорта – на 6,4%, до 4,8 млрд т-км.

Эксперты рынка говорят о тенденции перераспределения некоторых видов грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. Благодаря улучшению дорожной инфраструктуры, вводу в эксплуатацию новых высокоскоростных дорог сокращается время и стоимость доставки автотранспортом на дальних расстояниях. На этом фоне преимущества прямой автомобильной перевозки, без перегрузок на ж/д станциях, становятся более очевидны.

Тот факт, что дороги действительно стали лучше, подтверждают и эксперты компании TELS, но саму тенденцию перераспределения грузопотока в пользу автотранспорта считают не такой уж значительной для рынка в целом.

Евгений Дещеня, TELSЕвгений Дещеня, заместитель руководителя Департамента автомобильных перевозок ГК TELS:

«Факторы роста автомобильного грузооборота безусловно присутствуют. Один из них: развитие российского агропромышленного комплекса в сегменте малого и среднего бизнеса на фоне санкций и политики импортозамещения. Это способствуют увеличению грузопотока из отдаленных территорий в сторону Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов. Конечно, продукты питания, особенно скоропортящиеся, удобнее и быстрее перевозить автотранспортом.

Но говорить о значительном перераспределении грузов между ж/д и автотранспортом было бы неверно – объемы перевозок здесь несопоставимы. Это видно даже по цифрам: 0,9% роста на ж/д – в тонно-километрах это больше, чем 6,1% роста на автотранспорте.

Думаю, если данные по грузообороту дифференцировать на внутренние и международные перевозки, мы не увидим такой же тенденции роста на международном направлении (исключения могут составить только направления из стран ЕАЭС). Основной рост произошел за счет внутрироссийских перевозок. В значительной степени на увеличение автомобильного грузооборота в указанном периоде повлияли сезонные перевозки сельскохозяйственной продукции».