Крупнейший в мире контейнеровоз MSC Gülsün 3 сентября 2019 года прибыл в порт Роттердам. Длина судна составляет 400 м, ширина – 62 м, контейнерная вместимость – 23 756 TEUs. Предыдущий «рекордсмен» – контейнеровоз OOCL HongKong вместимостью 21,4 тыс. TEUs – был введен в эксплуатацию два года назад.
«Рост объемов контейнерных перевозок положительно сказывается на конкурентных позициях порта Роттердам, – заявил Ханс Нагтегаал, менеджер по операциям с контейнерными грузами администрации порта по случаю прибытия MSC Gülsün. – Глубина у наших причалов – 20 метров, и мы спокойно сможем принимать суда вместимостью 30 тыс. TEUs. Причалы также способны выдержать установку тяжелых кранов-перегружателей. У наших ближайших конкурентов и близко нет таких глубин».
А другие порты – против
Именно потому, что у конкурентов «нет таких глубин», тренд на увеличение вместимости контейнеровозов неоднозначно воспринимается европейскими портами. Вернее, администрации большинства портов выступают против дальнейшего роста контейнеровозов.
Сейчас разрабатываются проекты судов длиной 460 м и шириной 68 м, вместимость которых составит до 30 тыс. TEU. Для приема таких судов портам будут необходимы существенные инвестиции в дноуглубление и развитие портовых терминалов.
"Более крупные суда требуют больших дополнительных инвестиций в портовую инфраструктуру", – заявил глава администрации порта Гамбург и Европейской портовой ассоциации Feport Гюнтер Бонц в интервью новостному агентству DPA. Эти расходы в основном ложатся на плечи налогоплательщиков. Так, например, начавшееся недавно углубление Эльбы, по оценкам, обойдется примерно в €780 млн.
Около 400 портовых терминалов ЕС объединились в борьбе за ограничение глобальных контейнерных альянсов в их праве на ввод в эксплуатацию новых судов выше текущих предельных габаритов. Действовать они намерены через антимонопольное регулирование.
Напомним, сегодня основные глобальные судоходные компании объединены в три альянса:
- 2M: Maersk, MSC;
- The Ocean Alliance: COSCO, CMA CGM, Evergreen, OOCL;
- The Alliance: NYK Line, MOL, “K” Line, Hapag-Lloyd, UASC, Yang Ming Line.
Работа в альянсах позволяет линиям не выводить весь парк судов на существующие трейды и загружать работающие суда более полно и оперативно. При этом линии могут пользоваться готовым сервисом друг друга, расширяя географию своих перевозок и повышая в целом уровень обслуживания.
Однако объединение в альянсы подлежит согласованию с антимонопольными ведомствами США, Европы и Китая. Действующее разрешение ЕС на объединение линий в альянсы истекает в марте следующего года. Порты будут добиваться того, чтобы продление этого разрешения было связано с условием не увеличивать размеры судов.
Судовладельцы с этими требованиями не согласны, заявляя, что, если ЕС примет такие ограничения, европейские порты понесут потери из-за переориентации контейнерных линий на другие маршруты.
Может не хватить объемов на «развозе»
Дальнейшее увеличение вместимости магистральных контейнеровозов будет иметь и другие последствия. Согласно отчета аналитического агентства SeaIntel (май, 2018), увеличение размера судов на магистральных направлениях перевозок приводит к снижению частоты рейсов и в свою очередь увеличивает спрос на фидеры. Несоответствие числа заказов на поставку новых ультра-контейнеровозов класса ULCS и фидеров в период с 2018 по 2020 год может в скором времени привести к недостатку фидеров.
Основываясь на параметрах существующего флота, текущего портфеля заказов и предположений на рынке, SeaIntel прогнозирует утилизацию примерно 9% существующих фидерных судов, возраст которых достигнет в 2020 году 25 лет. В результате соотношение фидерного флота к магистральному сократится к концу 2020 года с 7.9:1 до 5.4:1.
Но рост ставок тайм-чартера в результате растущего дефицита предложения скорее всего сдержит утилизацию старого тоннажа, а также выведет на фидерные маршруты более крупные контейнеровозы, что несколько смягчит дефицит объема фидерного флота.
Александр Жикин, при поддержке Департамента мультимодальных перевозок ГК TELS
Использованные источники: РЖД-Партнер, korabel.ru, rus-shipping.ru