Отмена пошлины на ж/д колеса из Украины снизит дефицит подвижного состава

Действие антидемпинговой пошлины в размере 34,22% на стальные цельнокатаные колеса из Украины приостанавливается на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до 1 июня 2020 года.

Напомним, антидемпинговая пошлина на импорт железнодорожных стальных цельнокатаных колес из Украины в ЕАЭС была введена в январе 2016 года в размере 4,75% таможенной стоимости товара. В апреле 2018 года ставка антидемпинговой пошлины была увеличена до 34,22%.

Эта пошлина была введена несмотря на дефицит на российском рынке цельнолитых колес. Остроту проблемы весной текущего года мы описывали в интервью с руководителем Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS Андреем Лисовским «Когда закончится дефицит вагонов?». Вот выдержки из интервью:

Андрей Лисовский, ГК TELS«…Есть еще одна проблема – недостаток вагонных колес для ремонта действующего и комплектации нового подвижного состава. <…> Текущие мощности российских производителей позволяют в среднем производить порядка 1,2 млн цельнокатаных колёс; в 2019 году ожидается поступление порядка 60 тыс. грузовых вагонов, это потребует около 480 тыс. колёс: то есть на все ремонты останется немногим более 700 тыс. единиц, а по сети РЖД, курсирует порядка 1,1 млн вагонов.

Российские производители заявили об инвестициях в расширение собственных мощностей: ОМК в 2019 году планирует увеличить выпуск колес на 14%, это плюс примерно 130 тыс. штук; второй производитель – Evraz – говорит о возможном производстве дополнительных 78 тыс. колес в год, но только с 2021 года. <…> На перспективу Evraz рассматривает возможность строительства второго цеха по производству колес мощностью 200 тыс. штук в год – но это только возможные перспективы и в любом случае будет не быстро. И нужно еще учесть, что оба эти предприятия отгружают часть своей продукции по экспортным контрактам.

Остается закупка на внешних рынках. С украинскими производителями Россия находится в санкционных отношениях – поставки оттуда на данный момент не рассматриваются. РБК в феврале сообщили о проходящих сертификационных испытаниях продукции двух производителей в Китае, которые по плану поставят 800 тыс. колес в течение трех лет. Но и это не решит проблему кардинально.

В Казахстане планируется к запуску завод «Проммашкомплект» с мощностью производства 350 тыс. штук колес в год, но в текущем году он не выйдет еще на полную мощность, и неизвестно, сколько колес он сможет экспортировать в РФ с учетом того, что их рынок испытывает те же проблемы.

Есть неподкрепленные надежды, что в данной ситуации Россия снизит антидемпинговые пошлины на украинские колеса и вынесет «за скобки» нахождение в ее санкционном списке владельца «Интерпайпа». В 2018 году поставки «Интерпайпа» в Россию составили 150–160 тыс. колес – повторение хотя бы этих объемов импорта было бы очень кстати».

И вот, наконец, ожидания экспертов рынка реализовались – антидемпинговая пошлина на украинские ж/д колеса отменена почти на год. Какой эффект это решение будет иметь для рынка железнодорожных перевозок?

После увеличения пошлины на железнодорожные колеса в апреле прошлого года их предложение на рынке сократилось. Производители не смогли удовлетворить спрос в полной мере, из-за чего выросла стоимость ремонта подвижного состава. Эти факторы стимулировали повышение цен на грузоперевозки.

В настоящее время, по оценке ЕЭК, стоимость одного колеса может достигать 100 тысяч российских рублей. Благодаря временному неприменению ограничительной антидемпинговой пошлины снижение стоимости железнодорожных колес при их закупке из Украины, как полагают в ЕЭК, может составить до 40%, а в условиях дальнейшего развития конкуренции можно ожидать снижения цены и со стороны производителей Союза. Выравниванию ситуации на рынке также поспособствует расширение перечня поставщиков: в апреле этого года железнодорожные колеса двух китайских производителей были сертифицированы на территории ЕАЭС.

«Маловероятно, что эти обстоятельства резко сократят стоимость услуг перевозчиков, но рынок быстрее сбалансируется в части спроса и предложения подвижного состава, что безусловно благоприятно для стабилизации рынка и планирования работы на нем», - пояснил Андрей Лисовский.

Источники: tks.ru, telsgroup.ru