По данным Росавиации, за I полугодие текущего года грузооборот российских авиакомпаний снизился на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,4 млрд т-км. Объем перевезенных грузов сократился на 4,3%.
При этом, между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ грузооборот сократился на 7,3%, на внутренних перевозках вырос на 1%.
Большинство экспертов связывают сокращение международного грузооборота с замедлением роста мировой экономики, торговыми войнами и санкциями против РФ. Сегмент грузовых авиаперевозок очень чувствителен к проблемам в мировой торговле.
В качестве других причин падения объемов грузооборота называют рост стоимости авиаперевозок из-за увеличения тарифов естественных монополий и наличия валютных обязательств авиакомпаний по лизинговым платежам. На эти две статьи приходится более 50% всех затрат. Начиная с конца 2017 года цены на авиакеросин неуклонно росли, в 2018 году его стоимость выросла на 30%, и только с августа текущего года авиационное топливо включено правительством РФ в процессы регулирования цен наряду с автомобильным горючим.
Определенное давление на спрос в международных континентальных грузовых авиаперевозках оказывает развитие сегмента железнодорожных перевозок, особенно на тех направлениях, где курсируют ускоренные контейнерные поезда. В частности, часть китайского товарного грузопотока, который ранее транспортировался авиалиниями по причине неприемлемого срока доставки морским транспортом, постепенно уходит с воздушных маршрутов на железную дорогу.
Сегодня можно ускорить перевозку из Китая не только за счет авиатранспорта, но также ж/д и автомобильного транспорта на вполне выгодных условиях, подтверждают тенденцию специалисты Департамента мультимодальных перевозок ГК TELS. Спектр возможностей по оптимизации логистики бизнеса, работающего с китайскими товарами или экспортирующего свою продукцию в Китай, сегодня на порядок больше, чем это было несколько лет назад.
Стоит отметить, что мировая динамика грузовых авиаперевозок пока остается положительной, хотя рост стремительно замедляется: после увеличения рынка на 9,7% в 2017 году, в 2018-м рост составил всего 3,5%. Международная ассоциации воздушного транспорта (IATA) в марте понизила свой прогноз роста глобального рынка на 2019 год с 3,7% до 2%.
Почему грузоперевозки российским авиатранспортом сокращаются быстрее мировых? В этой отрицательной динамике есть «вина» и самих российских авиакомпаний, считает директор по маркетингу ГК TELS Елена Сазончик: «Инфраструктура отрасли авиаперевозок и стратегии российских авиакомпаний приоритетно нацелены на развитие пассажиропотока. Подвижки в сфере развития грузовых авиаперевозок тоже имеются, но они недостаточны для кардинального изменения ситуации. Основные проблемы здесь – это низкий уровень провозных возможностей (главным образом, недостаток различных грузовых судов) и ограниченные возможности аэропортов для работы грузопотоками».
В Отделе авиаперевозок TELS подтверждают общее снижение рыночного спроса в своем сегменте, но не ожидают отрицательной динамики в объемах собственных услуг. Компания работает с постоянными клиентами, организует довольно сложные авиаперевозки различных видов грузов (кейсы можно найти здесь: https://www.telsgroup.ru/services/air_freight/), поэтому планы по развитию предприятия в этой сфере остаются положительными и устойчиво выполняются.
Использованные источники: rzd-partner.ru, telsgroup.ru, ТАСС