Жесткий Brexit закроет границы

Европейская комиссия завершила подготовку к «жесткому Brexit» на случай, если Великобритания выйдет из Евросоюза 12 апреля без соглашения с Брюсселем, сообщили 25 марта в пресс-службе Еврокомиссии.

Великобритания – «третья страна»

«Поскольку все более вероятно, что Объединенное Королевство 12 апреля покинет Европейский союз без соглашения, Европейская комиссия сегодня завершила подготовку к этому сценарию... Сейчас важно, чтобы все были готовы и осознавали практические последствия», - отмечается в сообщении. – «Переходного периода не будет, как предусмотрено в соглашении... Это, очевидно, приведет к значительным нарушениям для граждан и бизнеса. При таком сценарии отношения Великобритании с ЕС будут регулироваться общим международным публичным правом, в том числе правилами Всемирной торговой организации».

При таком сценарии Великобритания станет «третьей страной» без каких-либо переходных мер. К ней сразу перестанут применяться все законы Евросоюза. ЕС обязан будет немедленно задействовать свои правила на границах с Великобританией, в том числе что касается проверок и контроля на таможне, санитарных и фитосанитарных норм, проверки соответствия нормам ЕС.

«Несмотря на значительную подготовку таможенных органов государств-членов, этот контроль может привести к значительным задержкам на границе... Граждане Великобритании больше не будут гражданами Европейского Союза. Они будут подвергаться дополнительным проверкам при пересечении границ ЕС», - говорится в сообщении Еврокомиссии.

Последствия для российского рынка автоперевозок

По данным Евростат, в 2018 году из Великобритании в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан на автомобильном транспорте было отправлено около 170 тыс. тонн грузов. Основные объемы делят между собой Россия и Украина. Экспортировано из этих четырех стран в Великобританию на автотранспорте около 44 тыс. тонн грузов, три четверти из которых отправлены из Украины.

Это не такие большие объемы товарооборота, чтобы существенным образом сказаться на российском логистическом рынке в целом, но для тех участников рынка, кто активно работает на этом направлении, возникнут чувствительные препятствия.

По всем признакам, дело идет к тому, что сделки Великобритании с Евросоюзом по «мягкому выходу» уже не будет: английский парламент твердо стоит на непринятии этого документа, разработанного премьер-министром Терезой Мэй с Еврокомиссией, а другого соглашения создать уже не успеют. Это означает, что с очень высокой долей вероятности увеличится срок доставки грузов в/из Англии за счет задержек на границе.

Последствия для европейского рынка автоперевозок

TELS_VolikКак все происходящие события отразятся на европейском логистическом рынке, свои комментарии польскому журналу TOP Logistyk дал руководитель Варшавского офиса ГК TELS Григорий Волик: «Статистика рынка автомобильных грузоперевозок между Польшей и Великобританией в 2018 году свидетельствует о существенном снижении темпов роста: если в 2017 году, по данным Eurostat, в Великобританию из Польши в физическом выражении было экспортировано на 18,8% больше грузов, чем в 2016-м, то динамика 2018 года к 2017-му составляла меньше +5%. Примерно такая же динамика рынка отмечается и на импортном направлении.

Почему такие показатели? Самыми главными факторами, влияющими на рынок логистических услуг, всегда были экономические факторы – инвестиционный климат и покупательская способность населения. Brexit эти показатели существенно ухудшил. ВВС, со ссылкой на Статистическое ведомство Великобритании, сообщило о существенном снижении объемов продаж в стране в последующие два года после референдума. Динамика продаж продуктовых магазинов в конце 2017 года вообще уходила в «минус» (а Великобритания импортирует половину всего продовольствия). Рост реальных зарплат снизился, и для поддержания уровня жизни британцы брали кредиты – только в 2017 году на 80 млрд фунтов, в то время как депозиты составляли сумму в два раза меньшую. Поскольку существенного улучшения их экономического состояния в ближайшие годы не прогнозируется, стоит ожидать, что людям придется экономить больше.

Исходя из всех этих данных можно предположить, что спрос на услуги перевозчиков и экспедиторов на этом направлении будет сокращаться по экономическим причинам. На этом фоне усложнение процедур прохождения границ уже не кажется существенным фактором для европейского рынка грузовых автоперевозок. Хотя увеличение времени транзита и стоимости транспорта тоже добавит негативной динамики».

Использованные источники: журнал «TOP Logistyk», ati.su