Европейская комиссия завершила подготовку к «жесткому Brexit» на случай, если Великобритания выйдет из Евросоюза 12 апреля без соглашения с Брюсселем, сообщили 25 марта в пресс-службе Еврокомиссии.
Великобритания – «третья страна»
«Поскольку все более вероятно, что Объединенное Королевство 12 апреля покинет Европейский союз без соглашения, Европейская комиссия сегодня завершила подготовку к этому сценарию... Сейчас важно, чтобы все были готовы и осознавали практические последствия», - отмечается в сообщении. – «Переходного периода не будет, как предусмотрено в соглашении... Это, очевидно, приведет к значительным нарушениям для граждан и бизнеса. При таком сценарии отношения Великобритании с ЕС будут регулироваться общим международным публичным правом, в том числе правилами Всемирной торговой организации».
При таком сценарии Великобритания станет «третьей страной» без каких-либо переходных мер. К ней сразу перестанут применяться все законы Евросоюза. ЕС обязан будет немедленно задействовать свои правила на границах с Великобританией, в том числе что касается проверок и контроля на таможне, санитарных и фитосанитарных норм, проверки соответствия нормам ЕС.
«Несмотря на значительную подготовку таможенных органов государств-членов, этот контроль может привести к значительным задержкам на границе... Граждане Великобритании больше не будут гражданами Европейского Союза. Они будут подвергаться дополнительным проверкам при пересечении границ ЕС», - говорится в сообщении Еврокомиссии.
Последствия для российского рынка автоперевозок
По данным Евростат, в 2018 году из Великобритании в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан на автомобильном транспорте было отправлено около 170 тыс. тонн грузов. Основные объемы делят между собой Россия и Украина. Экспортировано из этих четырех стран в Великобританию на автотранспорте около 44 тыс. тонн грузов, три четверти из которых отправлены из Украины.
Это не такие большие объемы товарооборота, чтобы существенным образом сказаться на российском логистическом рынке в целом, но для тех участников рынка, кто активно работает на этом направлении, возникнут чувствительные препятствия.
По всем признакам, дело идет к тому, что сделки Великобритании с Евросоюзом по «мягкому выходу» уже не будет: английский парламент твердо стоит на непринятии этого документа, разработанного премьер-министром Терезой Мэй с Еврокомиссией, а другого соглашения создать уже не успеют. Это означает, что с очень высокой долей вероятности увеличится срок доставки грузов в/из Англии за счет задержек на границе.
Последствия для европейского рынка автоперевозок
Как все происходящие события отразятся на европейском логистическом рынке, свои комментарии польскому журналу TOP Logistyk дал руководитель Варшавского офиса ГК TELS Григорий Волик: «Статистика рынка автомобильных грузоперевозок между Польшей и Великобританией в 2018 году свидетельствует о существенном снижении темпов роста: если в 2017 году, по данным Eurostat, в Великобританию из Польши в физическом выражении было экспортировано на 18,8% больше грузов, чем в 2016-м, то динамика 2018 года к 2017-му составляла меньше +5%. Примерно такая же динамика рынка отмечается и на импортном направлении.
Почему такие показатели? Самыми главными факторами, влияющими на рынок логистических услуг, всегда были экономические факторы – инвестиционный климат и покупательская способность населения. Brexit эти показатели существенно ухудшил. ВВС, со ссылкой на Статистическое ведомство Великобритании, сообщило о существенном снижении объемов продаж в стране в последующие два года после референдума. Динамика продаж продуктовых магазинов в конце 2017 года вообще уходила в «минус» (а Великобритания импортирует половину всего продовольствия). Рост реальных зарплат снизился, и для поддержания уровня жизни британцы брали кредиты – только в 2017 году на 80 млрд фунтов, в то время как депозиты составляли сумму в два раза меньшую. Поскольку существенного улучшения их экономического состояния в ближайшие годы не прогнозируется, стоит ожидать, что людям придется экономить больше.
Исходя из всех этих данных можно предположить, что спрос на услуги перевозчиков и экспедиторов на этом направлении будет сокращаться по экономическим причинам. На этом фоне усложнение процедур прохождения границ уже не кажется существенным фактором для европейского рынка грузовых автоперевозок. Хотя увеличение времени транзита и стоимости транспорта тоже добавит негативной динамики».
Использованные источники: журнал «TOP Logistyk», ati.su