Глобальная тенденция на контейнеризацию логистического рынка подтверждается и статистикой рынка контейнерных перевозок России, и информацией от экспертов рынка. Вот несколько аргументов, однозначно подтверждающих этот тезис.
Статистика контейнерного рынка России
По данным Инфраньюс, груженый контейнерооборот российского рынка вырос в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 13,8%, почти до 3 млн TEU; суммарный контейнерооборот (с учетом порожнего) увеличился на 14,3%, до 4,44 млн TEU.
Экспорт груженых контейнеров вырос на почти 20%, до более чем 1 млн. TEU. При этом экспорт порожних контейнеров увеличился минимально - всего на 2%, до 130 тыс. TEU. Импорт груженых контейнеров показал динамику +16,2%, увеличившись до 607,4 тыс. TEU. Рост груженого транзита — 21,56%, до 417,02 тыс. TEU. Внутренний оборот груженых контейнеров вырос на 4% - динамика лучше, чем в 2017 году.
В 2019-м рост продолжается.
Контейнерооборот портов России по итогам января-февраля текущего года составил 839,99 тыс. TEU, что превышает показатель аналогичного периода 2018 года на 8,9%, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ. Это достаточно высокий показатель, хотя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темпы роста замедлились на 1.п.п.
Перевалка импортных контейнеров за отчетный период выросла на 7,8%, до 368,26 тыс. TEU (перевалка груженых выросла на 5,1%, порожних – на 62,1%). Экспортных контейнеров перевалено на 6,6% больше – 336,47 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 8,5% больше, порожних — на 3,4%). Каботаж вырос на 15,2%, до 118,06 тыс. TEU, транзит — на 51,5%, до 17,2 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров перевалено 89,5 тыс. TEU (+11,7%).
Развивается контейнерная инфраструктура.
Для развития контейнерных перевозок в 2018 году в России было открыто 237 ж/д станций, сообщили в Росжелдоре. Это на 67% больше, чем в 2017 году, когда было открыто 140 станций. В основном станции открывались для выполнения грузовых операций с контейнерами. Таким образом, расширяется сеть контейнерных терминалов и транспортно-логистических комплексов, увеличиваются возможности логистического рынка в сегменте контейнерных перевозок.
Контейнеризация «неконтейнеризируемого»
Стремление к перевозке в контейнерах грузов, считавшихся ранее «не контейнерными» - уже давно стало заметной тенденцией. Особенно эта тенденция заметна на рынке перевозок железнодорожным транспортом. Например, по данным Евразийского Банка Развития, при поставках из Китая в Германию практически 100% железнодорожных грузов перевозится в контейнерах, включая строительный камень, рудное и нерудное сырье, топливо и тому подобные грузы, в силу доминирования технологий контейнерной перевалки грузов как в китайских, так и в немецких портах.
На одной из недавних конференций ("Контейнеры и контейнерные перевозки. Актуальные вопросы, идеи, решения") специалисты компании "КОТТА контейнер" рассказали о разработке инновационного контейнера с возможностью нижней выгрузки, способного выполнять функции вагона, склада и грейфера. Этот контейнер в корне меняет взгляд на технологии транспортировки и перевалки насыпных грузов. На этом же мероприятии компания ICT (Innovative Container Technology) презентовала 20-футовые контейнеры стандарта ИСО для перевозки тарно-штучных, жидких и сыпучих грузов, универсальная конструкция которого позволяет быстро переходить от одного типа груза к другому.
Скоропорт уходит в контейнеры
Согласно статистики РЖД, по состоянию на январь 2019 года общий парк рефрижераторных вагонов в сети уменьшился на 17,2% (сокращение рабочего парка – на 9,8%). На первый взгляд, цифра пугающая, но, по мнению руководителя Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS Андрея Лисовского, этому явлению есть свои объяснения: «В крытых и рефрижераторных вагонах остаются заказы, предполагающие большие партии грузов в одной перевозке и/или тяжелые грузы. Например, железнодорожный рефрижераторный комплекс состоит из 4 вагонов на одной охлаждающей установке – это в совокупности 200 тонн груза. Понятно, что 60 тонн груза во многих случаях лучше перевезти рефрижераторными контейнерами».
«Сегмент железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок так или иначе развивается. И у этого направления явно есть неплохие коммерческие перспективы, если уж такой глобальный оператор, как Maersk, планирует развивать железнодорожные перевозки рефконтейнеров из портов РФ внутрь страны», - добавил эксперт.
Сокращение импорта из ЕС – в поддержку рынка контейнерных перевозок
В определенной степени развитию рынка контейнерных перевозок способствует и сокращение импорта товаров из ЕС. По данным Eurostat, в 2018 году рынок автомобильных грузоперевозок на направлении из ЕС в РФ сократился на 2,3%. Правда, при этом на 9,8% вырос экспорт на автотранспорте, но в первую очередь за счет древесины, железа и стали (не контейнерные грузы).
В силу разных причин – санкции, антисанкции, ослабление российского рубля и пр. – снижается конкурентоспособность европейских товаров по сравнению с более дешевыми аналогами из Китая и др. стран Азии. Соответственно, увеличивается грузовой потенциал рынка морских и железнодорожных перевозок на восточном направлении за счет грузов наиболее релевантных для перевозки в контейнерах.
Андрей Лисовкий: «Сегодня китайская промышленность выпускает уже хорошую сложнотехническую продукцию, которая по своим характеристикам не уступает раскрученным мировым брендам, но значительно дешевле, особенно, если марка еще на вышла на мировой рынок. Бизнес в странах ЕАЭС уже активно закупает китайское оборудование для своих производственных нужд или на продажу – мы это видим и по заявкам от наших клиентов. Для них железнодорожная контейнерная перевозка – практически безальтернативным вариант: самолетом дорого, морем неприемлемо по срокам и тревожно в отношении сохранности. Стоимость самого груза такова, что увеличение затрат на доставку не влияет заметно на себестоимость импортированного товара».
Прогнозируемое в ближайшие два года ослабление национальной валюты и снижение роста зарплат населения в России будет способствовать сокращению спроса на европейские товары и перераспределению импортного грузопотока в пользу более дешевых товаров из Китая. Это тоже должно увеличить потенциал рынка контейнерных железнодорожных перевозок как в отношении доставки импортных контейнеров из портов, так и в сегменте сухопутных перерезок из КНР.
Департамент маркетинга ГК TELS
Использованные источники: rzd-partner.ru, infranews.ru, korabel.ru, Евразийский Банк Развития