В августе ОАО «Российские железные дороги» представило проект грузопассажирской высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия», которая соединит Китай с Западной Европой через Россию, Беларусь и Казахстан. На сегодняшний день это крупнейший в мире проект (пока еще потенциальный) в сфере железнодорожного транспорта, предполагающий объединить высокоскоростные транспортные системы Европы и Китая.
Общая протяженность магистрали составит 9 тыс. 447 км: расстояние Пекин - Москва - Берлин. Высокоскоростной грузовой подвижный состав будет спроектирован на базе пассажирского ввиду отсутствия мировых аналогов. Базовый состав - 12 вагонов, максимальная скорость - 350 км/ч (средняя – 250 км/ч). В перспективе это позволит осуществлять доставку из Китая в Европу по железной дороге в среднем за трое суток.
По прогнозам специалистов РЖД, строительство ВСМ «Евразия» может быть завершено к 2026 году. «Если проект «Евразия» пойдет быстрыми темпами, то в целом магистраль может быть построена за восемь-десять лет», — заявил первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. По его словам, этот проект окупится за 16 лет эксплуатации.
Однако заключение экспертного совета было не таким оптимистичным. Эксперты усомнились в достаточной проработанности технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. К проекту было сделано 34 замечания. В итоге Минтранс отправил документ на доработку, сроки доработки пока не установлены.
Главные риски проекта
Проект получается дорогой: по предварительным расчетам его стоимость составит около 118 млрд. долларов. Как он будет финансироваться - главный вопрос у белорусских участников проекта. «Стоимость участка «Евразии» на территории Беларуси Красное — Брест оценивается в 13−14 млрд долларов. Чтобы представить масштаб, достаточно привести другую цифру. За 2011−2016 годы Белорусской железной дорогой в развитие инвестировано 2,5 млрд долларов», - сообщил начальник БЖД Владимир Морозов.
Экономисты РЖД рассчитывают, что в финансировании примут участие Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Новый банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, Фонд Шелкового пути и Российско-китайский инвестиционный фонд. Также источником финансирования может стать так называемая «инфраструктурная ипотека»: схема, когда инфраструктурный объект покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объекта этот кредит постепенно погашают. Также предполагается вовлечение в проект ведущих поставщиков оборудования и строительных компаний России, Европы, Китая.
Еще одним риском проекта названо отсутствие уверенности, что все участки ВСМ будут запущены в срок. В случае задержки строительства хотя бы одного из участков, запуск транзитного грузового сообщения будет невозможен, и показатели финансовой модели, грузооборота и пассажирооборота не будут выполнены
За ВСМ – будущее. Но когда?
В целом, эксперты сходятся во мнении, что «проект интересен», но он еще «очень сырой». В общении с агентством РБК представитель РЖД заявил, что в ближайшее время в Минтранс будут предоставлены комментарии на замечания и предложения экспертного сообщества для детального анализа и дальнейшей доработки ТЭО.
Маловероятно, что строительство ВСМ «Евразия» начнется, как предполагали в РЖД, в 2018 году: проработка ТЭО займет еще значительное время, да и в инвестпрограмме РЖД, согласно меморандуму к евробондам компании на 2018 год, на строительство этой дороги не предусмотрено финансирования. Но развитие ВСМ - будущее железных дорог, это лишь вопрос времени и формы развития.
По публикациям tass.ru, rbc.ru, transinfonews.by