28 марта 2011 года в Брюсселе была принята транспортная стратегия Евросоюза до 2050 года. В соответствии с документом 30% автомобильных грузоперевозок на расстояние более 300 км необходимо перевести на другие виды транспорта, главным образом, на железнодорожный и водный. Причем к 2050 году дальние автогрузоперевозки должны будут сократиться уже на 50%.Поставлена задача связать все аэропорты сетью железных дорог, проложить пути между крупнейшими морскими портами и грузовыми железнодорожными сетями. В то же время, в стратегии также обозначена задача обеспечить функционирование экологически чистых транспортных коридоров и для грузового автотранспорта.
Исходя из этой информации становится понятной позиция Министерстра транспорта Германии, которое в августе прошлого года отказало россиянам в выдаче дополнительного количества обычных (автомобильных) разрешений, делая упор на разрешения Ро-Ро, и позиция Итальянского министерства, также отказавшего в сентябре 2011 года россиянам в выдаче дополнительных обычных разрешений, подталкивая их на использование разрешений Ро-Ла... Думается, что указанная направленность на переключение автомобильных перевозок на комбинированные автомобильно-морские и автомобильно-железнодорожные, предусмотренная долгосрочными планами Евросоюза, сохранится не только в 2012 году, но и в последующие годы.
Таким образом, нынешняя структура грузоперевозок по территории Евросоюза будет меняться, а всем остальным участникам перевозочного процесса, в том числе и российским транспортникам, придется учитывать эти изменения.
Транспортный протокол России и Беларуси
13 декабря министры транспорта России и Беларуси, Игорь Левитин и Иван Щербо, обсудили мероприятия по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2011-2012 годы. По итогам обсуждения главы министерств составили и подписали Протокол, согласно которому необходимо доработать проект Инструкции по проведению контроля соблюдения иностранными перевозчиками требований разрешительной системы; продолжить работу по устранению барьеров при осуществлении международных автоперевозок грузов; Росавтодору совместно с ГК «Автодор» (Россия) и «Белавтодор» (Беларусь) принять по своим участкам международных автокоридоров М-1/Е30 и М-8/Е95 меры повышения безопасности дорожного движения; гармонизировать весовые и габаритные параметры автоперевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов в международном сообщении. Кроме того, намечены и другие мероприятия по организации сотрудничества на автомобильном, железнодорожном и воздушном транспорте.
По итогам встречи Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Щербо заявил, что республика рассчитывает, что безразрешительная система на перевозки с Россией будет введена с 2013 года. Анализируя развитие сотрудничества между странами в сфере автомобильных перевозок в текущем году, Иван Щербо сообщил, что Россия пошла на уступки Беларуси и выделила в 2011 году 400 дополнительных разрешений на автоперевозки. «Мы закроем все наши контракты до конца года, решены вопросы и по квоте на первый квартал 2012 года, наши перевозчики имеют достаточную базу, – сказал он. – Разрешения получены, и в ближайшее время я планирую подписать приказ по их распределению». Министр также указал на необходимость последующего согласования вопросов по безразрешительной системе с казахстанской стороной. «Пока наши подходы у Казахстана не нашли поддержки», – отметил Иван Щербо.
Отношение российских перевозчиков к данным процессам довольно настороженное: «…Белорусы будут возить грузы в Россию без разрешений! Не уж-то отдадим свой рынок? А Казахстан не поддержал идею отдать свой рынок белорусам...»
Россия при ВТО
К середине лета 2012 года Россия, вероятнее всего, станет полноправным членом ВТО. Как это отразиться на участниках логистического рынка России, особенно перевозчиков, мнения экспертов разделились.
После вступления России в ВТО импортные пошлины снизятся, в среднем, с 10% до 7,8%. Тариф на сельскохозяйственную продукцию снизится с 13,2% до 10,8%, на промышленные товары с 9,5% до 7,3%. Примерно на 30% сниженных тарифов вступят в силу сразу в день вступления России в ВТО, следующие 25% - через 3 года, через 7 лет снижение дойдёт до легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов, а через 8 лет после официального вступления очередь дойдёт до мяса птицы.
Контейнерные операторы, в целом, воспринимают перспективы поработать в ВТО с оптимизмом. При вступлении в организацию Россия снизит ввозные пошлины, что, вероятно, будет стимулировать рост импорта. Контейнерный импорт составляет 20-25% совокупных контейнерных перевозок в России, при этом на автозапчасти и комплектующие приходится до 45% объёма этого импорта (а ведь именно на автомобили и автокомпоненты будут заметно снижены пошлины). От вступления в ВТО, вероятнее всего, выиграет химическая промышленность: химическая продукция - это 18% ввозимых в страну контейнерных грузов.
Вступление в ВТО несёт некоторые почти очевидные положительные эффекты, например, интенсификация внешнеторгового обмена, увеличение транзита, развитие терминально-логистических комплексов, повышение инвестиционной привлекательности. Интенсификация товарообмена ведёт к усилению нагрузки на все виды путей сообщения. Однако нормам, подходящим под условия ВТО, соответствуют лишь около трети федеральных дорог и менее четверти региональных.В условиях увеличения объёмов грузооборота при отсталости транспортной инфраструктуры, стоимость грузоперевозок может увеличиться.
Отрицательно на процессе успешной интеграции российских международных перевозчиков в мировой рынок может стать нежелание работать с минимальной рентабельностью. Зарубежные перевозчики работают с минимальной рентабельностью, и в этом их конкурентное преимущество: иногда разница в стоимости фрахта, которая позволяет клиенту выбирать перевозчика, составляет всего несколько евроцентов с каждого рейса.Российскому предпринимателю бороться за каждый евроцент пока не приходится.