Грузоперевозки ЕС-РФ: жестче контроль, больше штрафы… Выше ставки фрахта?

На рынке международных перевозок в Российскую Федерацию со 2 мая 2012 г. произойдут изменения, предполагающие ужесточение контроля за соблюдением иностранными транспортными компаниями условий выполнения международных грузоперевозок из стран Европы, а также произойдет значительное увеличение сумм штрафов за несоблюдение условий разрешительной системы.

По инициативе российской стороны произойдет усиление контроля на внешней границе Таможенного союза за соблюдением иностранными транспортными компаниями условий выполнения международных грузоперевозок из стран Европы.

Согласно «Приложению № 4 к протоколу переговоров от 2-3 апреля 2012 г.» (переговоры между делегациями Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь; основным в ходе переговоров был вопрос о выполнении белорусской стороной положений Соглашения об осуществлении транспортного/автомобильного контроля на внешней границе Союзного государства в части недопущения пропуска через белорусский участок государственной границы транспортных средств, выполняющих перевозки грузов в/из России без соответствующих российских разрешений) право на выполнение перевозки по наиболее распространенному и доступному для иностранного перевозчика двухстороннему разрешению на территорию Российской Федерации дается лишь в том случае, если в международной транспортной накладной CMR в графах 1 (наименование страны отправителя), 4 (страна места погрузки), 21 (страна составления ЦМР) и 22 (страна прибытия под погрузку) указана страна регистрации перевозчика (графа 16 CMR). Более того, в инвойсе или ином коммерческом документе в качестве страны происхождения товара и страны продавца должна быть также указана страна регистрации перевозчика, а в графе 3 CMR (место разгрузки товара) – Россия. При этом в графе 22 CMR наряду с отметками грузоотправителя о времени прибытия (убытия) транспортного средства под погрузку обязательно должны быть подпись и штамп отправителя. Во всех остальных случаях от иностранной транспортной компании требуется предъявление российского разрешения на перевозки «в/из третьих стран».

До настоящего времени контроль за соблюдением разрешительной системы на границе Таможенного Союза и Российской Федерации был весьма условным, а штрафы незначительными, что позволяло транспортным компаниям осуществлять на основе двухсторонних разрешений перевозки тех грузов, которые, согласно последним изменениям, однозначно потребуют наличия разрешения «в/из третьих стран».

Вступающие в силу 2 мая 2012 г. изменения к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований разрешительной системы предусматривают наложение штрафа: на водителя от 4000 до 5000 рублей (до 130 евро); на должностное лицо от 40 000 до 50 000 рублей (до 1300 евро); на транспортную компанию от 400 000 до 500 000 рублей (до 13 000 евро).

Кроме того, изменения к Федеральному закону «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» предусматривают задержание транспортного средства до устранения причины задержания, т.е. до момента предоставления разрешения «в/из третьих стран», если таковое имеется в наличии в транспортной компании. В противном случае автомобиль с грузом может быть возвращен на сопредельную территорию.

Вероятнее всего, в новых условиях вырастут ставки на грузоперевозки, требующие наличия у перевозчика разрешения «в/из третьих стран». Это будет обусловлено желанием российских компаний (которым такие разрешения не нужны) и иностранных транспортных компаний (которые будут иметь данные разрешения в необходимом объеме, а таких мало) воспользоваться ситуацией повышенного спроса в условиях ограниченного предложения.