В практике страхования рисков на рынке логистических услуг есть разные виды страхования – страхование ответственности экспедитора/перевозчика, страхование груза… Нередко у грузовладельцев возникает вопрос: зачем экспедиционная компания, которая застраховала свою ответственность перед клиентами в солидной страховой компании на сумму, скажем, 750 тыс. евро, предлагает заказчику еще потратиться на страхование груза? В чем смысл и целесообразность такой акции? На вопросы отвечает руководитель Юридического департамента ГК TELS Наталья Крылович.
Наталья, разъясните разницу между страхованием ответственности перевозчика и страхованием груза. Это взаимозаменяемые страховки или все же разные виды страхования?
Безусловно, это разные виды страхования, которые нельзя считать «взаимозаменяемыми». Страхование гражданской ответственности перевозчика (CMR-страхование) подразумевает, что в ситуации потери или порчи груза страховая компенсация выплачивается клиенту только в случае, если данный инцидент произошел по вине перевозчика. Если же действия перевозчика не являлись прямой причиной потери или порчи груза, страховая компания, в которой застрахована ответственность перевозчика, вправе отказать в выплате страхового возмещения.
Например, если грузовладелец не обеспечил соответствующую упаковку груза, выбрал для перевозки несоответствующий вид транспорта (скажем, выбрал тент, когда нужен был рефрижератор), указал неверные данные о грузе, из-за чего произошла задержка груза на погранпереходе и его порча, в этом случае вся ответственность ложится на грузовладельца. Случаи форс-мажора, криминальные инциденты (кражи, разбойного нападения) и т.п., когда перевозчик не мог предотвратить потерю груза, также обычно не подпадают под страховой случай, по которому выплачивается компенсация по полису страхования ответственности перевозчика перед клиентами.
Если же был застрахован сам груз (застрахован «от всех рисков»), то в ситуации потери или порчи груза клиент получает от страховой компании компенсацию в любом случае.
Страхование ответственности экспедитора, который является, по сути, посредником в организации грузоперевозки, и страхование ответственности непосредственно перевозчика – кто здесь более ответственен перед грузовладельцем, с чьей страховой компанией тому придется иметь дело?
Каждый несет свою ответственность перед своим клиентом. Для наших клиентов юридически перевозчиком являемся мы, и страховую компенсацию он получит от нашей страховой компании. Для привлеченного к транспортировке груза перевозчика клиентом являемся мы, и мы можем получить страховую компенсацию от страховой компании перевозчика. Наш клиент – клиент экспедиционной компании – «урегулирует страховой случай» только с нами, а мы, в свою очередь, «урегулируем страховой случай» со своим подрядчиком.
Но что получается: клиент для уверенности в сохранности своего груза выбрал надежную экспедиторскую компанию с большим страховым лимитом по полису страхования ответственности перед клиентами, экспедитор в свою очередь выбрал надежного перевозчика, который также имеет хороший страховой полис ответственности, а в итоге клиент все равно может остаться без груза и компенсации за него.
Может, и это общемировая практика. Поэтому мы очень активно стараемся разъяснять нашим клиентам, что страхование груза – это очень важный вопрос, который нельзя игнорировать. Особенно новым клиентам, которые еще не очень владеют нюансами в страховании, - у них иногда складывается впечатление, что, если компания застраховала свою ответственность перед клиентами, это автоматически решает все проблемы с выплатой компенсации при потере или утрате груза.
И нет «в природе» такого полиса, который бы обеспечивал автоматическую страховку груза при размещении заказа у перевозчика?
Такое не практикуется. Даже если представить теоретически, что такое страхование произошло, это автоматически увеличит стоимость услуг по грузоперевозкам, причем для всех клиентов вне зависимости от стоимости их груза. Для тех клиентов, кто везет дорогостоящие высоколиквидные грузы, такая ситуация будет, конечно, более выгодна, но для остальных клиентов это будут неоправданные затраты. Поэтому страхование груза – это отдельный вопрос, окончательное решение по которому принимает сам клиент в каждом конкретном случае.
А если в процессе перевозки груз был не только испорчен или потерян, но и нанес ущерб окружающей среде, - кто в таком случае несет ответственность и под какой вид страхования попадают такие случаи?
Обычно грузовладельцы, которые перемещают такие грузы (например, нефтепродукты), имеют свои полисы страхования в случаях возникновении ущерба окружающей среде от их продуктов. Для западных компаний – это без вариантов, у них «с этим строго». Да и в нашем регионе это уже стало нормой. Компенсацию в таком случае выплачивает страховая компания клиента. Эта страховая компания может взыскать затраты по выплате компенсации за ущерб окружающей среды с перевозчика, если будет доказано, что инцидент произошел по его вине. Но клиент к этим разбирательствам отношения уже не имеет.