За последние месяцы несколько грузовых кораблей потеряли значительное число контейнеров в ходе различных происшествий, написала газета The Wall Street Journal.
Одно из последних событий: 16 января грузовое судно Maersk Essen, вмещающее в себя более 13 тысяч TEU, потеряло около 750 контейнеров в Тихом океане во время шторма. В ноябре с контейнеровоза One Apus штормом смыло около двух тысяч контейнеров. Судно направлялось в Калифорнию, но в итоге было вынуждено направиться в японский порт Кобе с несколькими сотнями опрокинутых контейнеров на борту.
Подобные происшествия, связанные с непогодой, случаются довольно редко, но число инцидентов этой зимой растет, особенно в Тихоокеанском регионе. По данным страховых компаний, за последние два месяца в море было потеряно примерно три тысячи контейнеров, пишет WSJ.
В июле 2020 года американская торговая организация Всемирный совет судоходства сообщила в своем докладе, что в период с 2008 по 2019 год в море ежегодно терялись в среднем 1,382 тыс. контейнеров.
Потерянный груз перевозчик не компенсирует
Специалисты Юридического департамента TELS GLOBAL напоминают, что согласно действующему мировому законодательству морской перевозчик не несет ответственности за убытки, понесенные грузовладельцем в результате попадания судна в шторм.
Впрочем, перечень обстоятельств, при которых перевозчик не отвечает за сохранность груза, достаточно широк. В Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 1978 г.) этот список выглядит следующим образом:
a) непреодолимая сила;
b) риски, опасности и несчастные случаи на море или в других судоходных водах;
c) война, военные действия, вооруженные конфликты, пиратство, терроризм, восстания и народные волнения;
d) карантинные ограничения; вмешательство со стороны правительств, государственных органов, правителей или народов или создаваемые ими препятствия, включая задержание, арест или конфискацию не по вине перевозчика или любого лица, указанного в статье 18;
e) забастовки, локауты, приостановления или задержки работы;
f) пожар на судне;
g) скрытые дефекты, которые нельзя обнаружить при проявлении разумной осмотрительности;
h) действие или бездействие грузоотправителя, документарного грузоотправителя, контролирующей стороны или любого другого лица, за действия которого грузоотправитель или документарный грузоотправитель несут ответственность согласно статье 33 или 34;
i) погрузка, обработка, укладка или выгрузка груза, выполненные на основании договоренности, достигнутой в соответствии с пунктом 2 статьи 13, если только перевозчик или исполняющая сторона не осуществляют такую деятельность от имени грузоотправителя, документарного грузоотправителя или грузополучателя;
j) убыль объема или веса либо любая другая утрата или повреждение, возникшие из-за внутренне присущих грузу дефектов, свойств или скрытых недостатков груза;
k) недостаточность или плохое состояние упаковки или маркировки, которые произведены не перевозчиком или не от его имени;
l) спасание или попытки спасания жизни на море;
m) разумные меры по спасанию или попытки спасания имущества на море;
n) разумные меры или попытки избежать ущерба окружающей среде; или
o) действия перевозчика во исполнение правомочий, предусмотренных в статьях 15 и 16.
В этих случаях грузовладелец теряет груз (или его часть) безвозвратно и без всякой компенсации. И в дополнение к этим потерям при объявлении перевозчиком общей аварии грузовладелец должен оплатить свою часть расходов на спасение судна и иных расходов перевозчика и внести депозит, покрывающий расходы.
Как защитить свои интересы?
Как лучше поступить грузовладельцу, если он определил, что компенсация, которую он может получить от перевозчика в случае потери или порчи груза, несравнимо мала по отношению к стоимости груза (а в худшем случае ему вообще ничего не компенсируют)? Застраховать свой груз на период перевозки, задекларировав фактическую стоимость груза, особенно в случае перевозки особо ценного груза в больших грузовых единицах.
Использованный источник: Интерфакс