Ставки фрахта: текущая ситуация и прогнозы

Ставки на перевозки грузов всеми видами транспорта ведут себя нестабильно, преимущественно растут. О текущем состоянии рынка, причинах роста ставок и прогнозах на ближайшее будущее читайте консолидированную экспертную информацию.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Ставки фрахта на автомобильные грузоперевозки растут уже продолжительное время и, по всем экспертным заключениям, продолжат расти дальше.

Динамика среднего роста ставок по основным направлениям импорта из Европы в Россию в 2019-21 гг. (по данным Департамента маркетинга TELS GLOBAL)

rate_21.jpg 

Какие факторы влияют на рост ставок:

Фактор 1. Рост спроса

По данным биржи ATI.SU, в минувшем году ставки на перевозки по России выросли на 21%, при этом спрос на перевозки увеличился на 46%. Уже сама по себе такая ситуация стимулирует рост ставок.

На рынке перевозок в/из Евросоюза объемы автомобильных грузоперевозок за январь-октябрь 2021 года выросли на направлении импорта в Россию на 9,7%, экспорт увеличился на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Рост спроса на международный автомобильный транспорт стимулируется восстановлением рынка и, как следствие, увеличением объемов перемещаемых грузов.

Фактор 2. Дефицит провозных возможностей

Превышение спроса над предложением всегда подталкивает ставки вверх. Росту дефицита провозных возможностей сегодня способствуют несколько причин:

  • Увеличение спроса на перевозки (до 50% на некоторых направлениях).
  • Продолжительное устойчивое сокращение водительских кадров. По сведениям из разных источников, в России в прошлом году из-за недостатка водителей простаивал каждый десятый грузовик, в Германии – каждый третий. По данным IRU, в Европе в 2021 году общий дефицит водителей составлял около 400 тысяч. Идет постоянная миграция квалифицированных водителей в западном направлении. По мере восстановления спроса на транспортные услуги дефицит водителей усугубится и составит в ближайший год в России 24%, в Европе – 17%.
  • Заторы на границах уменьшают количество свободного транспорта под загрузку. На границах с Китаем и Евросоюзом регулярно скапливаются очереди из нескольких тысяч грузовиков, которые простаивают там по несколько суток.

Фактор 3. Рост расходов перевозчиков

Расходы автомобильных перевозчиков долгое время росли быстрее динамики роста ставок на перевозки. За прошедший год эти расходы выросли настолько, что сдерживать ставки рынок уже не в состоянии. Расходы автоперевозчиков увеличиваются из-за множества причин:

  • Рост стоимости топлива. На фоне увеличения мировых цен на нефть с мая 2020 года в Европе постоянно увеличивается стоимость горючего, устанавливая с октября прошлого года всё новые рекорды. В Российской Федерации стоимость горючего сдерживается демпферными механизмами в рамках инфляции. Однако целевой показатель инфляции в РФ находится на уровне 4%, а в 2021 году инфляция составила более 8%. Так что топливо подорожало существенно.
  • Удорожание техники. По данным Аналитического агентства Russian Automotive Market Research, за прошедшие пять лет грузовики подорожали на 72,2%: в первом квартале 2016 года средняя стоимость машины составляла 4,351 млн рублей, сегодня средняя стоимость грузового автомобиля составляет 7,493 млн рублей. Расходы на приобретаемую технику увеличились не только из-за ее номинальной стоимости, но и из-за увеличения процентных ставок по лизингам и кредитам соразмерно повышению ключевой ставки. Существенно возросла стоимость технического обслуживания и ремонта.
  • Рост оплаты труда водителей. Дефицит водительского состава ведет к тому, что владельцам транспортного бизнеса приходится постоянно увеличивать оплату труда водителей для удержания ценных кадров. По свидетельству владельцев транспортных компаний, последние несколько лет уровень оплаты труда водителей ежегодно поднимался минимум на 10%.
  • Увеличение расходов на организацию перевозок. Усложнение и увеличение времени прохождения границ требует повышенных расходов. На границе Беларуси с Евросоюзом с декабря прошлого года машины могут стоять по несколько суток, что по грубым подсчетам обходится перевозчику примерно в 150 долларов в сутки. Из-за поэтапного введения в Евросоюзе положений Пакета мобильности растут расходы перевозчиков на обеспечение требуемых условий отдыха водителей в странах ЕС, возвращение транспорта на свои базы и пр.

В дополнение к вышеперечисленному можно добавить еще такие расходы бизнеса, как увеличение платы за дороги, инфляция, обвалы курсов валют, санкционные ограничения, дисбалансы в импорте и экспорте (увеличение пустых пробегов) и пр.

Мнения о том, насколько вырастут ставки на автомобильные грузоперевозки в 2022 году, расходятся в диапазоне от 20% до 50%. При текущих тенденциях и слабых перспективах улучшения ситуации на рынке перевозок другими видами транспорта, рост ставок на автомобильные грузоперевозки до 50% вполне возможен.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Одной из главных проблем на рынке морских контейнерных перевозок сегодня являются заторы в портах. Данные Seaexplorer (индекс, который отслеживает количество судов, простаивающих в крупнейших контейнерных портах мира) показывают, что в настоящее время на якоре или на рейде в ключевых портах простаивает около 600 контейнеровозов. А это порядка 10% всего контейнерного флота.

Поэтому, несмотря на то, что вместимость мирового контейнерного флота в 2021 году увеличилась на 4,5% (до 24,97 млн TEU), это не снизило напряженности в отрасли из-за кратного увеличения времени задержки контейнеров в портах. Начало 2022 года пока не вызывает оптимизма. «Все имеющиеся данные указывают на то, что проблемы с заторами и сбоями пока только усиливаются», — предупреждает Sea-Intelligence.

Согласно индекса Ocean Timeliness, сроки доставки контейнеров выросли за время пандемии примерно вдвое. Для маршрутов из Азии в Европу средний срок доставки контейнера до пандемии находился в диапазоне от 55 до 60 дней, 2 января этот показатель достиг 108 дней.

Эксперты Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка говорят о том, с начала 2022 года средний индекс стоимости морских перевозок в мире стабилизировался ниже пиковых показателей сентября прошлого года на 10% – на уровне $9,4 тыс. за 40-футовый контейнер. Дальнейшее снижение цен может произойти после окончания Нового года в Китае (1–6 февраля), а в среднесрочной перспективе – по мере ввода в эксплуатацию новых судов.

Эксперты ЦЭП отмечают, что объем мировой морской торговли грузами в контейнерах в мире за 2021 год, по предварительным оценкам, вырос на 7–9%, и рост будет продолжаться. Поэтому и существенного снижения ставок фрахта ожидать не стоит.

Удерживанию фрахтовых ставок на высоком уровне будет способствовать и тот факт, что ставки чартера контейнеровозов в январе поднялись до новых максимумов на фоне продолжающегося бума спроса на тоннаж, сообщает Alphaliner. Ставки растут во всех сегментах флота, но наиболее динамичный рост отмечается в сегменте небольших судов вместимостью 3,5 тыс. TEU. Контракт на фрахт такого судна сроком на 36 месяцев сейчас обойдется в 60 тыс. долларов в сутки, хотя еще несколько недель назад ставка была в районе 45 тыс. в сутки. Аналитики Braemar ACM прогнозируют, что в текущем году будут побиты все возможные рекорды — и фрахтовых, и чартерных ставок, и стоимости судов, как на вторичном рынке, так и на постройку новых.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

На рынке железнодорожных контейнерных перевозок спрос растет большими темпами и упирается в инфраструктурные ограничения. Железнодорожные станции часто не справляются с потоком контейнерных поездов, контейнеры могут простаивать в ожидании разгрузки по несколько дней.

«Дополнительную напряженность ситуации придает сложная обстановка в морских контейнерных перевозках, где ставки фрахта выросли в несколько раз, но вместе с этим увеличились и потребности в перевозках, - поясняют в пресс-службе "РЖД Логистики". - Сейчас происходит перестройка глобальных логистических цепочек. Этот процесс достаточно длительный и болезненный, поэтому одномоментного разрешения ситуации ждать не стоит». По оценке "РЖД Логистики", ситуация войдет в рабочее русло не раньше начала 2023 года.

Перевозка контейнеров по сети железных дорог России в 2021 году выросла на 12,1% относительно 2020 года и составила 6,5 млн TEU. Транзит увеличился на 34,4% и превысил 1 млн TEU.

Количество рейсов контейнерных поездов Китай – Европа выросло за прошлый год на 22% относительно 2020 года и составило 15 тыс., сообщает информационное агентство Xinhua. В 2,6 раза увеличился транзит контейнеров из Китая в Европу через Калининград.

Китайская газета Global Times (Хуаньцю шибао) опубликовала результат опроса участников рынка контейнерных железнодорожных перевозок по теме возможной отмены государственных субсидий на экспортные перевозки. Респонденты ожидают полной отмены субсидий в 2022 году.

Напомним, с 2012 года китайское правительство субсидирует железнодорожные перевозки с целью стимуляции экспорта китайской продукции. Субсидии позволили резко снизить ставки на железнодорожные перевозки, в среднем, с 9 до 5 тыс. $/FEU с дальнейшей стабилизацией на уровне 5,5 тыс. $/FEU.

Последние два года правительство Китая целенаправленно сокращало субсидии по мере роста спроса. На текущий момент субсидии компенсируют китайской железной дороге около одной тысячи долларов за контейнер.

Ставки на контейнерные перевозки из Китая в Россию и Европу по железной дороге вырастут не только из-за ожидаемой отмены китайских субсидий и увеличения спроса. В соответствии с принятой в РФ новой транспортной стратегией, индексация Российской железной дорогой тарифов на контейнерные перевозки составит почти на 12%.

АВИАЦИОННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Объем грузовых авиаперевозок в мире по итогам 2021 года вырос на 6,9% по сравнению с доковидным 2019 годом, сообщается в пресс-релизе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). При этом провозные возможности значительно сократились из-за кратного снижения количества пассажирских рейсов, которые использовались для перевозки грузов в багажных отделениях.

Согласно данным Baltic Exchange Airfreight Index и TAC Freight, отслеживающих колебания цен на перевозку грузов по воздуху, в декабре 2021 года цены на маршрутах из Шанхая в Северную Америку впервые достигли $14 за 1 кг груза – всего за три месяца цена выросла почти вдвое. Аналогичный рост был зафиксирован и на маршруте из Гонконга в Европу и США, а также на трансатлантических маршрутах между Франкфуртом и Северной Америкой.

Рынок авиаперевозок из Китая еще продолжительный период будет характеризоваться дефицитом провозных возможностей, в том числе из-за запрета Управлением гражданской авиации Китая перевозить грузы (за исключением товаров медназначения) в салонах пассажирских самолетов. Распространение нового штамма коронавируса не позволит в ближайшее время восстановить пассажирское авиасообщение. Значит, выросшие до рекордного уровня ставки авиафрахта из Китая в 2022 году вряд ли пойдут устойчиво вниз.

Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) пока продлевают временные разрешения на размещение грузов в пассажирских салонах самолетов до июля 2022 года.

Использованные источники: Департамент маркетинга TELS GLOBAL, ТАСС, ati.su, rzd-partner.ru, infranews.ru, seanews.ru