Статистика международных автомобильных грузоперевозок Европейского союза со странами в восточном и юго-восточном направлении в целом ожидаема по своим показателям. Значительно сократились объемы перевозок с Россией и Беларусью, при этом вырос грузовой трафик с Турцией, Казахстаном и Узбекистаном.
Тезис о том, что Турция и Казахстан в условиях санкционных и прочих ограничений стали промежуточными пунктами для движения европейских товаров в Россию, при детальном расмотрении не подтвердился. Точнее, такие логистические схемы действительно работают, но объемы товарного движения здесь пока настолько несопоставимы с сокращением рынка ЕС-РФ, что говорить новых схемах как о заметном факторе «компенсации потерь» не приходится (подробнее эта тема раскрыта в нашей предыдущей статье).
Департамент маркетинга TELS GLOBAL представил отчет по автомобильным грузоперевозкам в I полугодии 2022 года между ЕС и Россией, Беларусью, Турцией, Казахстаном, Узбекистаном, опираясь на данные Eurostat.
Итак, что нам позволяет увидеть статистика?
Статистика автомобильных перевозок в/из ЕС за I полугодие 2022 г.
Импорт из ЕС
За январь-июнь 2022 года из Европейского союза в Российскую Федерацию на автотранспорте было доставлено 3350 тыс. тонн грузов, что на 37,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Стоит отметить, что темпы спада за июнь заметно сократились (за период январь-май сокращение было более 50%).
Импорт на автотранспорте в Республику Беларусь за рассматриваемый период снизился на 46,7%, до 533 тыс. т.
Автомобильный грузовой трафик из ЕС в Турцию в первом полугодии вырос на 6,8%, до 3296 тыс. тонн, почти сравнявшись с объемами перевозок ЕС-РФ. Динамика роста импорта в Казахстан и Узбекистан была существенно выше (17,4% и 13,6% соответственно), хотя объемы перевозок (318,5 тыс. тонн и 123 тыс. тонн) здесь пока на порядок ниже, чем на турецком направлении.
Как мы отмечали выше, физический прирост импорта в Турцию и Казахстан (суммарно +285 тыс. т) в физическом выражении примерно в 7 раз ниже сокращения импорта в РФ (-2027 тыс. т)., что не позволяет говорить о значимой для рынка перестройке логистических схем движения товаров из ЕС в РФ через другие страны. Тем более, что мы не знаем, какая часть этого прироста произошла за счет увеличения собственного потребления.
Можем отметить новую особенность рынка автомобильных перевозок из ЕС: объемы импорта в Россию и Турцию практически сравнялись, и Украина от них отстает уже не существенно.
Экспорт в ЕС
Картина экспорта в ЕС выглядит чуть более интересно. Здесь Турция, явно воспользовавшись санкционным противостоянием ЕС и РФ, нарастила свой экспорт в январе-июне 2022 года на 21%, до 5314 тыс. тонн, заметно обогнав Россию по физическому объему перевозок.
Российская Федерация снизила поставки на автотранспорте в ЕС на 28%, до 4472 тыс. тонн.
Экспорт из Республики Беларусь упал на 42,5%, до 1573 тыс. тонн.
Казахстан увеличил перевозки на автотранспорте в ЕС более чем в 2 раза, Узбекистан – на 30%, хотя объемы грузового трафики (200 тыс. тонн и 39 тыс. тонн соответственно) здесь также несопоставимы с другими рассматриваемыми здесь странами.
Экспорт из Турции в ЕС значительно вырос практически по всем отраслевым группам, кроме продукции автопрома. Самый заметный рост в физических объемах был отмечен в продукции:
- Металлургия (+348 тыс. т, +42%);
- Химическая промышленность (+173 тыс. т, +29%);
- Стройматериалы (+109 тыс. т, +26%).
Самая высокая динамика роста при ощутимых объемах была по продукции отраслей:
- Целлюлозно-бумажная (+55%, +50 тыс. т);
- Деревообработка (+50%, +31 тыс. т);
- Мебель (+38%; +49 тыс. т);
- Одежда, обувь, аксессуары (+23%, +55 тыс. т).
Источники: Eurostat, Департамент маркетинга TELS GLOBAL