Рост цен на топливо стимулирует рост ставок со стороны польских перевозчиков

Высокие цены на топливо в Польше во многом являются результатом сочетания относительно дорогой сырой нефти и слабого курса злотого, который сохраняется с марта 2020 года.

При этом котировки нефти Brent на торгах уже превысили $86 за баррель (октябрь 2021г.), что произошло впервые за последнее 3 года. А уровень инфляция в Польше в октябре 2021г. составил 5,5% и это самый высокий показатель за последние 20 лет.

Динамика изменения розничной стоимости топлива в Польше, EUR/литр


Отмечается уверенный тренд роста стоимости топлива начиная с мая 2020г. По состоянию на октябрь 2021г. цена практически достигла исторического максимума 2012г.

Таким образом, цены на топливо в Польше не только близки к абсолютным номинальным рекордам, но и намного выше, чем год назад.

К слову ситуация с ростом розничных цен на топливо характерна не только для Польши, а является общим трендом с которым столкнулись страны Евро, Россия. Обусловлено это в первую очередь ростом цен на сырую нефть, а также факторами экономики.

Любые изменения закупочной стоимости топлива для транспортных компаний тут же ведут к увеличению затрат на всю цепочку логистики. В среднем затраты на топливо у транспортных компаний составляют от 20% тарифа, и увеличение этой составляющей может существенно сказаться на итоговой ставке фрахта.

Ситуация подтверждается фактическими данными динамики роста ставок по основным направлениям экспорта из Европы в Россию в 2021г.


Согласно прогнозам, тенденция сохранится до конца 2021г. и продолжится в 2022г. Прогнозный показатель роста ставок в 2022г. на уровне +3,6 п.п.