Есть мнение, что представление о сегодняшнем мире как о мире VUCA (volatile, uncertain, complex, ambiguous – нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный) безнадежно устарело. Футуролог Джамаис Кашио из Institute for the Future предложил другую аббревиатуру для характеристики актуального состояния мира – BANI (brittle, аnxious, nonlinear, incomprehensible – хрупкий, тревожный, нелинейный, непонятный).
Насколько новый мир действительно стал BANI – не предмет нашего рассмотрения, однако большая доля смысла в этом предложении есть. За последние пару лет мир действительно радикально изменился и стал совсем трудно прогнозируем.
Основные риски 2022 года
Какие риски и угрозы могут нарушить все ожидания и прогнозы по развитию мировой экономики и рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в следующем году?
Основные из непросчитываемых по степени влияния рисков:
- Нестабильность геополитической ситуации, усиление санкционных мер США в отношении РФ и Китая и ответные санкции.
- Риск новых финансовых потрясений на фоне высокого уровня глобального долга. За первый пандемический год глобальный долг вырос на 29 п.п. ВВП до 262% ВВП – это рекордный прирост. Рост долга был широкомасштабным и охватывал как государственный долг, так и частный, как внутренний, так и внешний. Долг развивающихся стран достиг 206% их ВВП, развитых – 300% ВВП.
- Сохраняющаяся угроза влияния COVID-19 ввиду низкого мирового уровня вакцинации населения (менее 50%) и развития новых штаммов вируса.
Негативные факторы с относительно прогнозируемым влиянием на рынок:
- Нехватка портовых мощностей. С учетом усиления китайским правительством карантинных мер в соответствии с политикой Covid Zero, дефицит портовых мощностей остается серьезным фактором, сдерживающим восстановление цепочек поставок. Это отрицательно влияет на доставку грузов и другими видами транспорта, создавая общий дефицит провозных возможностей. Согласно опросу Oxford Economics, проведенному в октябре среди 148 предприятий, почти 80% респондентов ожидают усугубления кризиса поставок.
- Рост дефицита водителей. По прогнозам IRU, в 2022 году дефицит водителей будет на уровне 17% в Европе и 24% в России.
Каким будет 2022 год?
Тем не менее, в 2022 году ожидается рост экономики и рынка транспортно-логистических услуг, драйверами которого станут:
- Восстановление мировой экономики и рынка ТЛУ после рецессии 2020 г.
- Возникновение отложенного спроса, обусловленного открытием экономики после ограничений в период пандемии.
- Стремительный рост e-commerce, экспресс-доставки.
- Рост внутреннего потребительского спроса.
Развивающиеся тренды
Беспрецедентный мировой экономический кризис 2020 года и последующие события определили развитие следующих бизнес-трендов:
Усложнение международных цепочек поставок. В текущих обстоятельствах прежние отработанные схемы международной доставки грузов перестают работать. Логистическим операторам приходится вырабатывать новые логистические схемы, часто более сложные, но позволяющие доставить груз в прогнозируемые сроки. Стабильность поставок становится приоритетнее цены.
Изменение типа рынка в пользу перевозчиков и рост ставок. Дефицит провозных возможностей из-за нехватки транспортных средств и водителей на фоне растущего спроса на перевозки влечет за собой рост ставок. Ценовую политику будет определять перевозчик.
Дальнейшая контейнеризация рынка ТЛУ. Спрос на контейнерные перевозки будет расти несмотря на все текущие сложности и высокие ставки, особенно в направлении стран с более жесткими карантинными ограничениями.
Рост рынка e-commerce с увеличением внутреннего трафика и сокращением международного. «Почта России» отмечает сокращение трансграничных почтовых доставок (на 30% в 2020 году) и рост внутренних отправлений на уровне 60% в год. То есть объемы рынка e-com в международном сегменте перетекают из b2c в b2b (доставляются в РФ большими партиями, и здесь расконсолидируются для реализации покупателям). 75% товаров e-com следуют сегодня в регионы. При этом почти 2/3 грузов доставляются в средние и мелкие населенные пункты.
Ускорение цифровизации взаимодействия с клиентами и партнерами. Стремительно меняющаяся обстановка требует быстрого обмена информацией для быстрого принятия решений, быстрого контроля и минимизации ресурсозатрат. Выиграет тот, кто сделает взаимодействие с собой наиболее простым.
Снижение издержек за счет эффективного управления и автоматизации, включая цифровизацию процессов, блокчейн, автоматизацию и роботизацию складов и пр.
Увеличение прозрачности и открытости бизнеса для партнеров. Например, крупные торговые сети открывают для поставщиков доступ в свои информационные системы, чтобы те могли сами отслеживать состояние продаж своих товаров и планировать производство и отгрузки. Открытость становится точкой роста бизнеса. Заказчики грузоперевозок также хотят большей прозрачности от своих логистических подрядчиков, особенно в части контроля за исполнением перевозки.
Диверсификация поставок и сокращение расстояний между поставщиками и производством. Согласно исследованиям Обернского университета в США, две трети опрошенных предприятий-импортеров заявили о намерении диверсифицировать цепочки поставок, при этом многие будут отдавать предпочтения поставщикам в своем регионе.
Консолидация рынка в руках крупных и сильных игроков, способных предложить клиентам более выгодные условия за счет эффекта экономии на объемах. Мелкие и слабые игроки будут уходить с рынка или вливаться в более успешный бизнес.
Рост коллаборации - объединение сервисов и установление партнерских отношений у смежных игроков рынка и даже конкурентов.
Спрос на экологически безопасные решения остается трендом даже в сложной текущей обстановке. Тема влияния на окружающую среду является одной из самых актуальных в политике предприятий и стран.
«Когда полегчает»: прогнозы и мнения
Резюмируя экспертные прогнозы из различных источников, можно выделить превалирующие ожидания относительно сроков восстановления нормального ритма работы логистического рынка.
На рынке морских перевозок ситуация начет улучшаться не раньше середины, а скорее, к концу 2022 года. При этом встречаются предположения, что поступление на рынок новых судовых мощностей и отсутствие дефицита контейнеров может сильно повлиять на ставки фрахта в сторону их снижения. Однако вряд ли стоит ожидать серьезного улучшения в цепочках поставок до начала заметного сокращения очередей в портах и восстановления морскими линиями соблюдения расписания судозаходов (в конце лета 2021 года расписание соблюдалось менее чем на 35%).
Инфраструктура рынка железнодорожных контейнерных перевозок сильно перегружена из-за высокого спроса на услуги, что выражается в очередях на погранпереходах и грузовых терминалах. По мнению экспертов, ситуация здесь нормализуется к 2023 году. Ставки продолжат двигаться вверх из-за индексации тарифов и роста спроса. В РФ тариф уже проиндексирован примерно на 12% в соответствии с принятой правительством транспортной стратегией.
На рынке автомобильных международных перевозок увеличение ставок фрахта в 2022 году ожидается на уровне 10-12% (есть мнения, что ставки могут подскочить и на 35%) из-за роста затрат на топливо, оплату труда водителей и введения в ЕС новых положений Пакета мобильности.
Авиаперевозки из Китая еще продолжительный период будут с дефицитом провозных возможностей, в том числе из-за недавнего запрета Управлением гражданской авиации Китая перевозить грузы (за исключением товаров медназначения) в салонах пассажирских самолетов. А поскольку пассажирских рейсов, которые используются для перевозки грузов в грузовых отсеках, сейчас несоизмеримо меньше, чем до пандемии, общий объем грузовых мощностей сократится. Значит, выросшие за текущий год до рекордного уровня ставки фрахта в 2022 году вряд ли пойдут вниз. Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) пока продлевают временные разрешения на размещение грузов в пассажирских салонах самолетов до июля 2022 года.
Стратегия TELS в 2022 году
В построении своей стратегии развития в 2022 году компания TELS GLOBALисходит из того, что после падения экономики в 2020 году рынки отыгрывают свои объемы и ожидается плавный рост. Помня о вышеперечисленных рисках и принимая во внимание актуальные бизнес-тренды, компанией будет уделено особое внимание таким вопросам, как:
1. В условиях ограниченного количества клиентов рост объемов услуг возможен в первую очередь за счёт клиентов, с которыми работаем, путем развития их потенциала. Поэтому – фокус на клиента и развитие отношений с ним. Самый важный параметр, который мы должны обеспечить в текущих обстоятельствах – надежность поставок: в первую очередь – доставка в срок (цена – следующий вопрос).
2. Развиваем отраслевую специализацию экспедиционных услуг: консолидируем опыт в организации перевозок определенных групп товаров с целью построения надежных логистических схем с детальной проработкой всех важных составляющих, присущих конкретной отрасли.
3. С ростом спроса на логистические услуги усиливается дефицит провозных возможностей. Наша задача на следующий год – выстроить долгосрочные отношения с надежными перевозчиками, чтобы получить гарантированные объемы провозных возможностей для наших клиентов.
4. Работаем над целью – объединить партнёров вокруг клиента, ради чего формируем у сотрудников TELS GLOBAL всех уровней экосистемное мышление и развиваем в этом направлении свою информационную систему.
Департамент маркетинга TELS GLOBAL