Прозрачность, экологичность и экосистемность – тренды в бизнесе «верхнего уровня»

7-8 апреля 2021 года состоялся VI SCM Конгресс руководителей логистики (Москва). Общение экспертов помогло выделить главные темы, волнующие крупных игроков рынка, и увидеть четкие тренды в развитии управления цепочками поставок. Рассмотрим главные тенденции, о которых говорили больше всего.

Прозрачность бизнеса – уже необходимость

Ритейлеры изучают поставщиков и просят, чтобы поставщики тоже изучали ритейлеров. Сегодня практика работы торговых систем, предполагающая планирование продаж с каким-то горизонтом, компиляцией планов продаж в планы закупок и доведение этих планов до поставщиков – безнадежно устарела.

Ритейлеры готовы в режиме онлайн делиться со своими поставщиками данными о движении товара по сети. Для этого разрабатываются или уже внедрены корпоративные порталы, где поставщик может видеть всю картину движения интересующих его товаров.

Для чего это делается? Торговые сети хотят, чтобы производители и поставщики не ждали доведения планов по закупкам, а сами, опираясь на доступные данные, планировали свое производство, закупки, склад. Ритейлеры призывают поставщиков развивать прогнозирование продаж «с полки». Все чаще звучат такие термины, как «автоматическое прогнозирование спроса», «автозаказ», «децентрализация процессов закупки» и т.п. Дальнейший ресурс для роста видится в автоматизации всех процессов от производства до полки в магазине, а это невозможно сделать без прозрачности.

Экология – это серьезней, чем кажется

Тема экологии оказалась одной из ключевых на Конгрессе. Производители, а за ними и логисты, говорили об этом много.

Производители рассказывали о «зеленом подходе» во всем, о «нулевых выбросах на полигон» в производственных локациях. Все, что может быть очищено, переработано и использовано повторно – используется. Остальное вывозится и утилизируется по самым экологичным технологиям. Говорили о важности развития экосознания у персонала.

Набирающий обороты тренд – продукция на разлив, многоразовая тара, возвратная упаковка.

Очевидно, что экологические требования распространяются на весь путь товара, и логистические партнеры тоже должны этим требованиям соответствовать. Глобальные заказчики уже начали интересоваться, например, измерением выбросов СО2 морскими линиями и принимать решения о сотрудничестве с учетом этой информации.

У всех экосистемы…

В России есть ряд торговых площадок, позиционирующих себя как логистические экосистемы. И поскольку этот термин – «логистическая экосистема» – не имеет пока общепризнанного определения и однозначного толкования, нет предмета и для спора о соответствии. Торговые биржи развивают инструментарий торгов с сопутствующим сервисом – страхованием, документооборотом, статистикой и пр.

Большой минус внешних тендерных площадок – отсутствие механизмов обеспечения поставщиками тендерных обязательств. И вопросы безопасности покупатель логистических услуг пока решает сам.

Есть уже первые, если можно так выразиться, «слияния» – интеграция платформ для организации сквозных торгов на обоих площадках.

Параллельно с этим крупнейшие производители и торговые сети говорят о развитии своих корпоративных информационных систем в формате экосистем. Им это нужно для успешного развития своего бизнеса, выполнения своей стратегии развития, решения своих задач. В идеале, ожидается и включение логистических партнеров в эти корпоративные экосистемы.

Разница между первыми экосистемами и вторыми: первые мыслят в диапазоне «door-to-door» в смысле от грузоотправителя к грузополучателю, а вторые - «and-to-and» (из конца в конец) в смысле от производства до конечного покупателя: от клубня до пачки чипсов (даже от поставщика удобрений для производителя клубней), от коровы (или поставщика комбикормов для этой коровы) до упаковки творожка на полке конкретного магазина. «Из конца в конец» все хотят получить согласованные действия, общие процессы, гарантии, сокращение негативного влияния на среду. В том числе и поэтому уже обычное дело, когда у ритейлера есть свое производство, ферма, грядки.

А теперь вопрос: будет ли «and-to-and» всерьез думать об интеграции в «door-to-door»? Станут ли крупнейшие транснациональные производители и ритейлеры вмещаться в экосистему логистических площадок? И как логистический провайдер должен ставить себе задачу на развитие, чтобы стать партнером для лидеров рынка с их корпоративными экосистемами?

***

И в завершение – мысли одного из участников Конгресса на тему цифровизации «с человеческим лицом».

BigData и искусственный интеллект ведут к тотальной автоматизации. Но автоматизация тоже должна быть социально ориентированной: автоматизации ради человека, а не вместо человека. Цепочка поставок будет автоматизироваться, но место человеку всегда должно оставаться. И это место – решение задач, требующих творческого подхода.

Департамент маркетинга TELS GLOBAL