Формальным усложнением, отличающим авиатранспорт от наземного транспорта в плане перевозок опасных грузов, - более широкий перечень грузов, которые считаются опасными. Это объективный фактор. На высоте, при пониженном давлении многие вещества, которые на земле не представляют опасности, в небе меняют свои свойства и становятся потенциально опасными для экипажа и пассажиров. Например, «сухой лед», который используется для перевозки грузов, требующих пониженного температурного режима, – в самолете на высоте его испарения могут стать опасными. Магниты, присутствующие в перевозимом оборудовании, могут влиять на приборы навигации воздушного судна – тоже специфичная для авиатранспорта опасность. Для емкостей с аэрозолями меняется соотношение внутреннего и внешнего давления.
Своя усложненная классификация, особые требования к упаковке и маркировке, дополнительные ограничения по совместной перевозке разных видов грузов, особые крепления и специальная упаковка – все эти повышенные нормативные требования предполагают наличие у специалиста по организации перевозок хорошего опыта и высокой квалификации. Но в данном случае под опытом и квалификацией подразумевается не только отличное знание нормативных документов по перевозке ОГ, но и знание практики работы и требований конкретных авиакомпаний. Бывает так, что один перевозчик не принимает маркировку груза, установленную другим перевозчиком: если организация доставки идет с привлечение нескольких перевозчиков, экспедитор должен учесть и это.
Есть и совсем субъективные факторы, с которыми приходится считаться. Иногда авиаперевозчики просто не хотят связываться с какими-то видами опасных грузов. Причем, это в равной степени относится и к крупнейшим мировым авиакомпаниям, которые, казалось бы, должны предлагать всё технически и юридически возможное. «Есть примеры, когда одна и та же авиакомпания без проблем возит все виды опасных грузов, скажем, из Америки в Европу, но при этом отказывается возить их из Минска. Видимых объективных причин нет, руководство местного представительства просто не хочет…», - рассказывает эксперт Департамента авиаперевозок ГК TELS Юрий Шидловский. – «Некоторые виды опасных грузов, при выполнении необходимых требований по их упаковке, можно перевозить даже пассажирскими рейсами. Но часто авиакомпании отказываются перевозить ОГ не только пассажирскими, но и плановыми грузовыми авиарейсами. Зато чартерными рейсами можно перевезти практически всё!»
«Плавающие» правила игры, когда у каждого игрока свой набор принципов и требований, вынуждают специалистов по организации перевозок в каждом конкретном случае искать индивидуальные схемы доставки. Из набора этих схем, наработанных с разными перевозчиками в разных регионах, и складывается профессиональный багаж экспедитора, его возможности по оказанию услуг по перевозке опасных грузов. Для людей, не знакомых со спецификой перевозок ОГ с помощью авиатранспорта, эти схемы могут иногда показаться чем-то совершенно нерациональным. «Почему надо было делать так сложно, когда можно просто и по прямой!» А потому, что «просто и по прямой» получается или очень дорого, или вообще невозможно. И, в конце концов, для заказчика важен конечный результат: груз доставлен во время, в сохранности, за оговоренную цену.
Пример из практики. Экспедиционная компания TELS получила запрос на доставку крупногабаритного тяжеловесного опасного груза - дизельного компрессора весом 4,5 тонны, б/у – из США в Беларусь. То, что он был б/у, означало, что внутри могут быть остатки топлива. 9-й класс опасности накладывал массу ограничений на его доставку по короткой схеме. Условие заказчика: груз должен быть доставлен до 31 декабря (за 13 дней), иначе заказчик уже не мог оплатить его приобретение. Внешние условия: преддверие Рождества, многие аэропорты Европы и Америки занесены снегом, в большей части аэропортов введено эмбарго на экспортные грузы – приоритет отдан перевозке пассажиров и почты; грузы перевозятся только срочные и по повышенным тарифам.
Для доставки этого груза был разработан следующий маршрут:
- Авто: Michigan-City, Indiana – СВХ Roselle, New Jersey
- Авто: Roselle, New Jersey – New York (JFK Airport)
- Авиа: New York – Hamilton, Canada (Hamilton Civic Airport)
- Авиа: Hamilton, Canada – Katowicy, Poland Pyrzowice Airport
- Авто: Katowicy, Poland – Warszawa (Okęcie Airport)
- Авто: Warszawa – Minsk (National Airport Minsk)
Как видим, схема доставки получилась совсем «непрямая». Но для той ситуации она была оптимальной, обеспечивающей доставку в срок и за приемлемую цену. И, кстати, по такого рода схемам работают не только с опасными, но и с обычными грузами. С помощью плановых RFS-рейсов (RoadFeederServicе) сами авиакомпании организуют перевозку грузов автотранспортом между аэропортами, чем существенно расширяют свои возможности по оптимизации доставки.
Вся практика перевозки опасных грузов авиатранспортом свидетельствует о том, что субъективный фактор здесь присутствует намного больше, чем в наземных видах транспорта. Для заказчика ключевым критерием в выборе подрядчика для перевозки опасного груза должна служить не декларация компании о ее формальных возможностях, а реальный опыт в перевозке такого рода грузов.
Материал подготовлен отделом маркетинга ГК TELS для HimTrade