Лето на рынке автомобильных грузоперевозок обычно характеризовалось небольшим сезонным снижением ставок транспортных компаний. Заключая годовые контракты со своими заказчиками, компании-экспедиторы формировали условия договоров с учетом этого фактора.
Прошедший 2020 год был совершенно не типичен в силу всем известных обстоятельств. Кризис, возникший из-за пандемии COVID-19, изменил мировой рынок логистики на продолжительный период, ускорил некоторые тенденции и сильно скорректировал привычную сезонность.
В экспертной среде есть ожидания, что привычного сезонного снижения ставок этим летом не будет. Менеджеры компании TELS GLOBAL подтверждают, что по состоянию на начало июня ставки продолжают удерживаться на уровне пикового майского сезона и нет признаков их снижения.
Поддерживают достигнутые уровни ставок несколько факторов:
1. Неопределенность ближайшего будущего. Раньше участники рынка знали, что в текущем году кривая колебания спроса будет примерно такой же, как и в предыдущий год. За летним спадом последует осенний подъем и новогодний пик. Поэтому можно допустить некоторое снижение маржи на небольшой период ради привлечения загрузок. После прошлого года уже никто не может прогнозировать будущее более-менее определенно, поэтому перевозчики не торопятся снижать ставки, особенно на фоне растущих затрат.
2. Рост затрат. Зарплата водителей и стоимость горючего – основные статьи затрат автомобильного перевозчика, и они растут. Дефицит водительских кадров продолжает сохраняться как развивающаяся тенденция. В том числе и по этой причине западноевропейские страны одна за другой законодательно повышают минимальный уровень оплаты водителей. К нашему рынку это прямого отношения не имеет, но стимулирует миграционные процессы, усугубляя проблему дефицита водителей-международников в нашем регионе. Таким образом рост общемирового уровня оплаты водительского труда стимулирует увеличение затрат транспортных компаний по этой статье расходов во всех регионах.
Стоимость нефти на мировом рынке идет вверх и уже достигла уровня 70 долларов за баррель. Это увеличивает стоимость горючего. В частности, цены на автомобильное топливо в Германии обновили максимум за два года. В России рост стоимости топлива сдерживается государством в рамках инфляции, но мировая логистика перемещает грузы не на российском топливе, поэтому общемировой уровень затрат по этой статье растет.
3. Усложнение организации перевозок. Работать на международном рынке, пересекать границы и соблюдать условия проезда стало сложнее, что в итоге влечет дополнительные моральные и материальные издержки. В некоторые страны (например, в Италию) перевозчики едут очень неохотно, поэтому и ставки держат. По многим причинам стало намного труднее находить «обратки» и организовывать кругорейсы, чтобы иметь простор для снижения ставок в одну сторону.
Наверняка этот перечень факторов не исчерпывающий. Рентабельность автомобильных перевозчиков уже давно не на таком высоком уровне, чтобы иметь возможность заметно отскакивать вниз. Поэтому и заказчикам автомобильных грузоперевозок, особенно на направлении в/из ЕС, не стоит ожидать в текущем году сезонного летнего снижения ставок.
В определенном смысле выиграют в этой ситуации те грузовладельцы, которые подписали долгосрочные контракты с согласованным уровнем ставок – для них в плане затрат на логистику ничего не изменится (если только ставки не рванут резко вверх по каким-то причинам). Те же, кто не имеет таких контрактов и рассчитывал на сезонное снижение стоимости перевозок, должны будут принять новые обстоятельства к сведению и приготовиться к затратам выше ожидаемых.
Ставки будут расти и дальше?
Данные аналитического отдела Департамента маркетинга TELS GLOBAL не только поддерживают ожидание сохранения уровня ставок автомобильных перевозчиков в летний период, но и говорят о их вероятном дальнейшем росте. Начиная с февраля кривая динамики роста ставок на направлении из ЕС в РФ уверенно устремилась вверх, инвертировав динамику 2019 и 2020 годов. (На графиках полиномиальная линия тренда, используемая при больших колебаниях данных).
Но это общая тенденция рынка ЕС, которая иногда не совпадает с динамикой ставок по отдельным странам.
Ставки из Нидерландов по состоянию на апрель 2021 года примерно на 30% выше уровня цен в этот же месяц в предыдущие два года. Из Бельгии же доставка в апреле была примерно той же стоимости.
Ставки из Франции
в апреле текущего года были немного ниже по сравнению с апрелем 2020-го, однако с марта кривая изменила направление с отрицательного на положительное. Стоимость перевозки из Италии уверенно рвется вверх.
Из Испании в течении января-апреля 2021 года привезти груз в среднем было чуть дешевле, чем в этот же период в 2020 году. А вот из Португалии уровень ставок в апреле был уже существенно выше прошлого года.
Прослеживается высокая динамика роста ставок из Германии. Из Австрии кривая роста значительно спокойнее, но тоже идет вверх.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гипотеза о дальнейшем росте ставок имеет подтверждение, по крайней мере, на текущий момент. И если на рынке не произойдет новых неожиданных событий, участникам надо готовиться к росту стоимости международной автомобильной перевозки.
***
DVZ со ссылкой на данные мониторинга транспортного рынка Transporeon сообщает, что спотовые ставки на грузовые автомобильные перевозки в Европе самые высокие за последние 3 года. Наиболее значительно – на 28% — подорожали услуги автомобильных перевозок для товаров народного потребления (FMCG), для грузовладельцев в автомобильной индустрии цены в мае выросли на 5,5% по сравнению с апрелем.