Контейнерные железнодорожные перевозки из Китая в Европу – самый динамично развивающийся рынок на протяжении последних 10 лет. С того момента, как в 2011 году Китай начал субсидировать экспортные ж/д перевозки, благодаря чему ставки на доставку контейнеров из Китая снизились практически вдвое, контейнерный трафик на этом направлении стал кратно увеличиваться каждый год.
Ситуация с пандемией еще больше «подсветила» преимущества этого вида транспорта в трансграничных перевозках. На фоне организационных сложностей и роста ставок фрахта на рынке морских перевозок, железнодорожная доставка контейнеров в/из Китая стала уже в некоторых случаях дешевле морской при существенном выигрыше в сроках.
В Европу быстрее, чем в Россию
Вариативность схем доставки контейнерных грузов железнодорожным транспортом из Китая в Европу расширяется непрерывно. «Практически каждый месяц мы узнаем об открытии новых маршрутов контейнерных поездов из разных регионов Китая в страны Евросоюза. Не всегда эти маршруты принципиально расширяют возможности доставки, поскольку транзит идет по тем же территориям с их ограничениями. Но количество европейских железнодорожных станций, работающих с контейнерами, и их возможности растут постоянно», - говорят сотрудники Отдела железнодорожных перевозок TELS GLOBAL.
Транзитный контейнерный трафик по сети РЖД непрерывно увеличивается, несмотря на все кризисы и ограничения. Импорт в Российскую Федерацию также растет. И основным вопросом, требующим от логистических операторов постоянного поиска решений, становится уже не увеличение объемов контейнерных грузов, а преодоление инфраструктурных ограничений.
В сложившихся обстоятельствах логистические схемы с использованием европейских железнодорожных хабов при перевозках из Китая в Россию часто бывают интереснее, чем прямая доставка. Например, доставка сборных грузов в РФ через станцию Ворсино (основной железнодорожный узел, работающий с LTL-контейнерами для Москвы и Московской области) может оказаться более длительной, чем через ж/д станции в Европе. Причина – высокая загруженность станции Ворсино в пиковые периоды, из-за чего контейнеры могут простаивать в очереди на разгрузку по несколько дней.
То есть схема с железнодорожной перевозкой контейнера до станции, например, в Польше с последующей доставкой автотранспортом до получателя в РФ бывает быстрее по срокам при сопоставимых ценах. «Альтернативные схемы перевозки компанией хорошо отработаны и активно используются. Периодичность отправления из Китая сборных контейнеров - до 5 раз в неделю в зависимости от станции отправления и региона. Срок доставки до склада консолидации в Европе - 17-20 дней. Отправка сборных машин в РФ еженедельно и чаще. Срок доставки до таможни назначения - 7-14 дней в зависимости от удаленности пункта назначения», - уточняют специалисты TELS GLOBAL.
Доставка груза до получателя в Европе будет еще быстрее, поскольку требует меньших усилий по оформлению сопроводительной документации и прохождению границ.