Исследование кризиса полупроводников в автопроме

О рынке полупроводников

Ассоциация полупроводниковой промышленности (SIA) подвела итоги 2021 года и объявила, что глобальные продажи полупроводниковой промышленности в 2021 году составили 555,9 млрд USD, что является самым высоким годовым показателем за всю историю. Рост 26,2% по сравнению с общим объемом продаж в 2020 году.

Доли компаний на рынке полупроводников в 2021 году

pp01.jpg

На графике представлены крупнейшие игроки рынка полупроводников, которые занимают более 95% всего мирового рынка. Кризис полупроводников начался в том числе и из-за ограниченного числа компаний-производителей и сложности производства высокотехнологичного продукта.

В 2021 году отрасль отгрузила рекордные 1,15 трлн полупроводниковых устройств. Производители микросхем нарастили производство, чтобы удовлетворить высокий спрос в условиях глобальной нехватки микросхем.

В региональном разрезе продажи на рынок Америки продемонстрировали наибольший рост (27,4%) в 2021 году. Китай оставался крупнейшим отдельным рынком полупроводников, объем продаж которого в 2021 году составил 192,5 млрд USD, увеличившись на 27,1%. Годовые продажи также выросли в Европе (27,3%), Азиатско-Тихоокеанском регионе/всех других странах (25,9%) и Японии (19,8%).

Аналоговый тип полупроводников, который обычно используется в транспортных средствах, потребительских товарах и компьютерах, имел самый высокий годовой темп роста в 33,1%, достигнув 74 миллиардов USD в продажах в 2021 году.

Что произошло?

Это трудные времена для пользователей полупроводников. На рынке возник систематический разрыв между спросом и предложением, вызванный структурными дисбалансами и фундаментальным несоответствием цепочки поставок. Внешние потрясения, такие как пандемия Covid-19, только усугубили ситуацию, оставив товарно-материальные запасы производителей на самом низком уровне за последние годы. Общий спрос на полупроводники увеличивается примерно на 17% в год по сравнению с увеличением производственных мощностей примерно на 6% в год в период с 2020 по 2022 год. Нехватка предложения, вероятно, продлится как минимум до 2023 года.

Автомобильная промышленность является одной из наиболее пострадавших. Автомобили традиционных OEM-производителей в значительной степени зависят от зрелых и устаревших полупроводников. Действительно, автомобильная промышленность является одним из основных пользователей устаревших микроконтроллеров (MCU), на долю которых приходится около 40% рыночного спроса. К несчастью для отрасли, именно эти типы чипов больше всего пострадали от дефицита предложения.

Состав полупроводников в автомобилях претерпевает глубокие изменения по мере перехода автомобильной промышленности на новую электронную архитектуру. Доменно-централизованные и зональные архитектуры, используемые в высокопроизводительных ноутбуках и других устройствах с высокими вычислительными потребностями, предлагают более централизованные и мощные вычислительные инструменты для удовлетворения потребностей новых электрических и автономных транспортных средств.

Переход на эти высокопроизводительные устройства означает, что доля передовых и передовых логических микросхем в автомобилях быстро растет. Таким образом, передовые полупроводники (и их производители) приносят более высокую долю стоимости. Это приводит к изменению динамики цепочки поставок, к более прямому сотрудничеству между OEM-производителями и традиционными поставщиками полупроводников второго уровня.

Перспективы выхода из кризиса

Кризис сам собой не закончится. Автомобильным и промышленным компаниям необходимо одновременно выполнить ряд упреждающих действий, чтобы вернуться к докризисным уровням производства. Ключевые действия включают более быстрый переход к централизованной/ зональной архитектуре E/E и прямые долгосрочные контракты на поставку с полупроводниковыми компаниями, включая взаимные обязательства по мощности на несколько лет.

Отход от устаревших полупроводников дает преимущество нетрадиционным OEM-производителям. Их продукты уже построены на основе централизованных архитектур, которые больше полагаются на передовые полупроводники, чем на зрелые или устаревшие узлы. Они менее подвержены влиянию кризиса предложения. Это дает традиционным OEM-производителям дополнительный стимул для ускорения перехода к централизованным архитектурам.

Еще один важный фактор заключается в том, что расширение производства полупроводников не влияет на автопроизводителей. Инвестиции обычно направлены на расширение передовых узлов, а не на устаревшие узлы, от которых так зависят обычные автомобили. Например, новые производственные мощности, запланированные на 2021 и 2022 годы, дадут облегчение только для передовых логических ИС (+9%), ИС памяти (+8%) и дискретных ИС (+7%).

Наращивание производства новых полупроводников также не решит кризис предложения в краткосрочной перспективе. Расширение емкости требует времени: от трех до четырех лет для создания и наращивания передовой емкости и до двух лет для сокращения или перехода на более крупные пластины и повторной квалификации устаревших устройств. В результате этих факторов не ожидается быстрого уменьшения нехватки устаревших узлов и никаких признаков облегчения до 2023 года.

Долгосрочная перспектива развития автомотива

Сбои в цепочке поставок полупроводников, вероятно, станут более частыми, более выраженными и менее предсказуемыми в результате изменения климата, роста политической неопределенности и других факторов. Например, сильные тропические штормы становятся все более распространенными в производственных центрах в Азии, сбои в доставке привели к задержке перевозок, а растущий протекционизм повлиял на доступ к рынкам. Понятно, что такие сбои теперь представляют собой системный риск для глобальных цепочек поставок. В результате OEM-производители автомобилей, поставщики первого уровня и сервисные компании, занимающиеся производством электроники, должны обезопасить свои цепочки поставок, смягчить снижение своих переговорных возможностей и защитить себя от будущих сбоев в цепочках поставок.

pp02.jpg

Информация от компаний-производителей

Даже на самых развитых европейских рынках продажи новых автомобилей упали на 20-30%. Суммарно же, по оценкам консалтинговой компании AlixPartners, только в этом году производство автомобилей сократится на 7,7 млн, то есть концерны недополучат $210 млрд прибыли. Аналитики IHS Markit оценивают нынешнее сокращение производства в 5 млн. автомобилей, а вот в следующем году оно достигнет 8,4 млн автомобилей. Сильнее всего пострадали европейские производители: объем поставок новых машин из этого региона снизился на 3 млн единиц.

Топ-10 производителей и стран ЕС с наибольшим падением продаж (09.2021 vs 09.2020)[4]

 pp03.jpg

 

BMW

BMW подписала соглашение о поставках полупроводников с Inova Semiconductors и Global Foundries в декабре 2021.

Сделка обеспечила поставку несколько миллионов микрочипов в год. В нем говорится, что чипы будут использоваться для интеллектуальных технологий светодиодного освещения в BMW iX и других будущих автомобилях.

«Мы углубляем наше партнерство с поставщиками в ключевых точках сети поставщиков и синхронизируем наше планирование мощностей напрямую с производителями и разработчиками полупроводников», — сказал Андреас Вендт, глава отдела закупок и сети поставщиков BMW.

Генеральный директор BMW Оливер Ципсе, который также является президентом ACEA, ранее предупредил, что проблемы с поставками будут продолжаться и что «серьезность ситуации требует решительного и скоординированного реагирования по всему Европейскому Союзу».

Ford

По сообщению Reuters, на второй неделе февраля Ford сократит производство на восьми своих североамериканских заводах из-за ограничений на поставку чипов. Компания ранее заявляла, что дефицит будет способствовать снижению объемов в первом квартале.

Заводы в Чикаго, Куаутитлане и Мичигане будут приостановлены, завод в Канзасе приостановит производство пикапа Ford F-150, а модель Ford Transit останется на более полном уровне производства.

Ford Fiesta была одной из самых пострадавших моделей, поскольку была выбита из топ-10 самых продаваемых автомобилей в Европе. Кроме того, впервые за 30 лет модель Ford не возглавила список авто-бестселлеров.

Ford особенно сильно пострадал от кризиса полупроводников, закрыв несколько своих заводов в течение 2021 года. Компания справлялась с кризисом перенаправляя доступные ресурсы полупроводников на производство наиболее популярных моделей и сокращая производства с меньшим спросом.

Jaguar Land Rover (JLR)

Продажи Jaguar Land Rover (JLR) упали в 2021 году. Фирма объяснила это продолжающейся нехваткой полупроводников, но предположила, что предложение улучшится уже в начале февраля.

Его продажи упали на 1,2% в 2021 году, поскольку они не смог нарастить производство в своей заводской сети из-за ограниченных поставок полупроводников. По словам JLR, поставки улучшались к концу года, но ожидаемые поставки «продолжат улучшаться в четвертом квартале финансового года», который заканчивается 21 марта 2022 года.

В настоящее время компания JLR имеет рекордный банк заказов, насчитывающий около
154 000 автомобилей, и заявила, что она «активно управляла поставками полупроводников, чтобы максимизировать производство продуктов с более высокой маржой». Около 30 000 заказов на новый Range Rover и 36 000 на Land Rover Defender.

Nissan

Nissan повысил прогноз прибыли на 2022 год, но предположил, что его успех будет зависеть от возможного объема производства, а не от объема продаж.

Генеральный директор Nissan Макото Учида сказал, что нехватка чипов «все еще неопределенна», но производство фирмы в размере 3,8 миллиона единиц все еще идет по плану. Ранее Nissan заявлял, что автомобильная промышленность будет страдать от дефицита до середины 2022 года.

Stellantis (Peugeot, Chrysler, Opel, Citroën, Dodge и др.)

В 2021 году Stellantis подписала соглашение с тайваньской компанией Foxconn, производящей электронику, на разработку нового семейства полупроводников, которые будут внедрены в ее четыре платформы для электромобилей. Foxconn поставит более 80% полупроводниковых компонентов Stellantis.

«Наша программно-определяемая трансформация будет осуществляться благодаря отличным партнерам из разных отраслей и с большим опытом», — сказал генеральный директор Stellantis Карлос Таварес.

«Вместе с Foxconn мы стремимся создать четыре новых семейства микросхем, которые покроют более 80% наших потребностей в полупроводниках, помогая значительно модернизировать наши компоненты, снизить сложность и упростить цепочку поставок. Это также повысит нашу способность быстрее внедрять инновации и создавать продукты и услуги быстрыми темпами».

Сделка должна позволить продолжить рост Stellantis. В ноябре он стал самым продаваемым производителем в Европе, впервые с момента основания обогнав Volkswagen Group. Он занял 21,0% рынка во многом благодаря успеху Peugeot 208 и Peugeot 2008.

Сделка с Foxconn также будет включать исследования по снижению сложности полупроводников, которые, по мнению Стеллантис, будут важны, поскольку автомобили становятся «все более программно-определяемыми».

Тесла

В 2021 году Tesla справилась с кризисом полупроводников более позитивно, чем ряд других фирм, но генеральный директор Илон Маск считает, что дефицит сохранится в течение всего года.

Tesla также сняла один из своих электронных блоков управления с рулевых реек в моделях Model 3 и Model Y китайского производства, чтобы обеспечить достижение целей продаж в четвертом квартале, сообщает CNBC.

Затронутые модели включали те, которые были отправлены клиентам в Австралии, Китае, Германии и Великобритании. Клиентам не сообщили об упущении, но Tesla настаивает на том, что удаленная часть была избыточной резервной единицей.

Toyota

Toyota ожидает, что не достигнет своей цели по производству автомобилей в девять миллионов из-за конкуренции за полупроводники.

Японская фирма сильно пострадала от закрытия заводов. В прошлом году это повлияло на производство Land Cruiser, в то время как его подразделение Lexus также испытало сокращения, на которые приходится 14 000 потерянных автомобилей.

6 из 28 заводов были закрыты в ноябре прошлого года, а производство сократилось в августе из-за Covid-19 и пожара на одном из основных объектов.

Toyota, крупнейший в мире производитель, также неоднократно приостанавливала работу на своих заводах в разных странах, причём сокращение выпуска было существенным: в сентябре и октябре было произведено на 40% меньше автомобилей, чем планировалось.

Группа Фольксваген

Volkswagen

Бренд Volkswagen стал самым продаваемым брендом в Европе в прошлом году, несмотря на падение общего объема продаж.

«Volkswagen продолжает продвигать переход на электромобили, несмотря на ограниченное предложение полупроводников», — сказал Ральф Брандштеттер, генеральный директор Volkswagen.

Продажи Volkswagen упали на 8% в 2021 году, несмотря на быстрый переход на электромобили, что производитель объяснил «отставанием в поставках полупроводников», что «вызывало ограничения в производстве в течение года».

«Volkswagen добился удовлетворительных продаж в чрезвычайно сложных условиях. Однако огромные последствия для производства, вызванные ситуацией с полупроводниками, не могут быть полностью компенсированы в течение года», — сказал Клаус Зеллмер, член совета директоров Volkswagen по продажам и маркетингу.

«Тем не менее, наш рекордный портфель заказов в 543 000 автомобилей только в Европе, из которых 95 000 ID, ясно показывает, что спрос на автомобили Volkswagen остается очень высоким», — сказал Зеллмер.

Порш

У Porsche более позитивный взгляд на 2022 год, они прогнозирует рекордные продажи, несмотря на глобальный дефицит.

«Глядя на текущие заказы, я уверен в 2022 году. Рост продаж может достичь такого же высокого уровня в этом году, как и в 2021 году», — сказал Automobilwoche член совета директоров Porsche по продажам Детлев фон Платен.

Шкода

В 2021 году продажи чешского бренда упали на 12,9%, что стало первым случаем, когда за восемь лет было продано менее миллиона автомобилей.

Глава Skoda Томас Шефер предсказал улучшение поставок полупроводников во второй половине 2022 года. «Пандемия Covid-19 и нехватка полупроводников значительно замедлили наш рост, — сказал Шефер.

«Мы ожидаем постепенного улучшения ситуации с поставками полупроводников во второй половине года. Я с уверенностью смотрю в будущее», — добавил он, заявив, что будущие продукты бренда и высокий потребительский спрос улучшили его взгляды на будущее.

Seat

«2021 год был не таким, как мы ожидали, — сказал Уэйн Гриффитс, генеральный директор Seat и Cupra. Продажи испанской компании в прошлом году выросли на 10,3%, несмотря на пандемию и проблемы с поставками.

«После напряженной работы по борьбе с последствиями кризиса Covid-19 на нашу деятельность серьезно повлияла нехватка полупроводников», — сказал Гриффитс. «Спрос на продукцию Seat и Cupra вернулся к допандемическому уровню, а нехватка полупроводников вызывает разочарование у наших клиентов из-за высоких сроков доставки, с которыми им приходится сталкиваться».

Гриффитс говорит, что «постепенное восстановление ситуации с поставками» продолжится до конца 2022 года, но также с оптимизмом смотрит в будущее.

АвтоВАЗ[5]

«Временные приостановки производства связаны с дефицитом комплектующих, а именно микрочипов. В этом АвтоВАЗ ничем не отличается от других автопроизводителей во всём мире, которые также временами прекращали выпуск автомобилей», — объясняет Сергей Ильинский, директор по связям с общественностью АвтоВАЗа.

Это подтверждает и независимый эксперт. «Из-за нехватки полупроводников на АвтоВАЗе начались простои ещё весной и регулярно возникали до конца нынешнего года. Но эта проблема носит глобальный характер и коснулась практически всех автопроизводителей в мире», — комментирует ситуацию Азат Темирханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат».

«Несмотря на это, за 11 месяцев продажи автомобилей Lada ещё показывают рост (+6%) по отношению к тому же периоду прошлого года, — говорит Азат Темирханов. — Что касается роста цен, то в 2021 году АвтоВАЗ уже 7 раз повышал их на автомобили Lada. Так, с января по декабрь они выросли на 11—24% в зависимости от модели».

Глава АвтоВАЗа Николя Мор ещё до окончания 2021 года оценивал вероятный объём продаж Lada в 2021 году как равный 2020-му или чуть больше. Так и получилось: по итогам года автомобилей российской марки в стране было продано 350 714, на 2,1% больше, чем в 2020-м. Доля Lada на её «домашнем» рынке по-прежнему наибольшая. Хотя она и снизилась на 0,4%, однако превышает 21%. При этом надо помнить, что на заводе в Тольятти выпускаются и автомобили Renault, так что его цеха загружены не только Lada.


Источники: semiconductors.org, rolandberger.com, thepage.ua, sber.pro