Позиция Германии как крупнейшего импортера, обеспечивающего примерно пятую часть всего импорта из Евросоюза в Российскую Федерацию, достаточно стабильна на протяжении многих лет. В 2012 году положение Германии в структуре импортного грузопотока в целом не изменилось. Однако результаты первого полугодия 2012 года показали заметные отклонения от привычных трендов рынка грузоперевозок Германия-РФ.
В 2010 году четырьмя видами транспорта (авто, море, авиа, ж/д) из Германии в РФ было импортировано 4,89 млн. тонн грузов (+35% по сравнению с 2009 годом), в 2011 году – 6,30 млн. тонн (+28,9% по сравнению с 2010 годом). (Здесь и далее – по данным Евростата, обработка данных Сектора аналитики ГК TELS). Наибольшая доля грузов следует через границу Российской Федерации в автомобильном транспорте.
Но в период 2010-11 гг. распределение грузов между видами транспорта в долевом соотношении заметно менялось в пользу морских перевозок. В 2009 году на долю автомобильного транспорта приходилось около 70% всех грузов из Германии в РФ, морским путем доставлялось всего 25% грузов (4,5% - ж/д перевозки, 0,5% - авиаперевозки). Итоги 2011 года показывают уже долевое распределение грузов на авто и море - 55% и 40% соответственно. Наибольший рост морских перевозок пришелся на 2-е полугодие 2011 года, чему в немалой степени способствовал отказ Германии обменяться с Россией дополнительной квотой разрешений на автомобильные перевозки, а также дефицит российских разрешений у польских перевозчиков, обеспечивающих существенные объемы автомобильных перевозок на данном направлении.
Первое полугодие 2012 года нарушило привычные тенденции: при привычном росте объемов автомобильных перевозок (+134 тыс. тонны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), объем морских грузоперевозок снизился на 75 тыс. тонн. Также наблюдается снижение объемов перевозок на железнодорожном транспорте. То есть, автомобильный транспорт снова стал отыгрывать свои позиции у моря и ж/д.
Во втором полугодии 2012 года ситуация на рынке автомобильных перевозок ЕС-РФ является более благоприятной по сравнению с 2011 годом. Вначале августа российское и польское транспортные ведомства договорились о дополнительном обмене разрешениями, а также согласовали правила перевозки по «двусторонним» разрешениям товаров из третьих стран происхождения. Затем на дополнительный обмен разрешениями с Россией согласилась Германия. Увеличение провозных возможностей и, как следствие, снижение ставок фрахта на автомобильные перевозки увеличивают выгоды использования автотранспорта для организации доставки грузов из Германии в РФ.
Материал подготовлен для www.loglink.ru