Материал подготовлен для adc-tehnika.ru
Второе полугодие 2012 года характеризуется существенной разрядкой напряженности на рынке международных автомобильных перевозок ЕС-РФ. Сначала пришли хорошие новости о достигнутых в начале августа договоренностях между российскими и польскими транспортными ведомствами об очередном обмене разрешениями на автомобильные перевозки и о правилах их использования, затем дополнительную квоту разрешений выдала России Германия и Италия.
Германия и Польша – страны, обеспечивающие около 40% всего объема импортного грузопотока автомобильным транспортом в Российскую Федерацию. Поэтому любые осложнения на этих направлениях перевозок быстро и заметным образом сказываются на многих участниках логистического рынка. К тому же почти половину автомобильных грузоперевозок ЕС-РФ осуществляется польскими транспортными компаниями. Периодически возникающие на протяжении последних лет споры между транспортниками Польши и России за выгодные для каждой стороны условия обмена разрешениями, часто сопровождающиеся экстремальными ситуациями, связанными с задержками очередного обмена этими разрешениями, заставляли рынок постоянно испытывать стрессы от прыгающих ставок фрахта и дефицита провозных возможностей. Иногда ситуация накалялась до такой степени, что, казалось, может закончиться забастовкой польских перевозчиков с блокированием работы на территории Польши российских ТК. Но поскольку обе стороны были все же заинтересованы в поиске приемлемых решений и многое теряли в случае продолжения конфронтации, как правило, в последний момент удавалось договориться.
Защищая интересы своих транспортных компаний, российская сторона весной этого года ужесточила правила квалификации вида перевозок, резко сократив для польских транспортных компаний возможность использования «двусторонних/транзитных» разрешений при доставке с территории Польши на территорию Российской Федерации грузов из третьих стран происхождения. В короткое время ставки фрахта на некоторых направлениях перевозок выросли в несколько раз. Польские транспортники со своей стороны также заняли жесткую позицию, поэтому произойдет ли между сторонами очередной обмен разрешениями и смогут ли перевозчики обеих стран дальше нормально работать на рынке грузоперевозок ЕС-РФ, с уверенностью сказать не мог никто.
Многие участники рынка облегченно вздохнули, когда на заседании российско-польской смешанной комиссии по вопросам сотрудничества по международному автомобильному сообщению 2 августа 2012 года в г.Сочи были достигнуты договоренности о правилах использования «двусторонних/транзитных» разрешений при перевозке грузов в/из третьих стран, а также согласованы объемы обмена дополнительными разрешениями на 2012 год.
Вслед за положительной новостью о разрядке в российско-польских отношениях, оптимизма участникам рынка автомобильных грузоперевозок добавила информация об обмене дополнительными разрешениями с Германией и Италией. Напомним, что в третьем квартале 2011 года эти страны отказали россиянам в обмене дополнительными разрешениями.
Как пояснил руководитель автотранспортного предприятия ГК TELS Андрей Абрагимович, в 2011 году договориться с Италией и Германией об обмене дополнительными разрешениями не получилось из-за непропорционального использования россиянами выданных ранее разрешений. Условия договора с Германией включают требования об использовании россиянами автотранспортных разрешений и разрешений на смешанную перевозку с использованием парома (Ro-Ro) в пропорции 8:1 . Италия требует на 10 автотранспортных разрешений использовать одно 1 разрешение на смешанную автомобильно-железнодорожную перевозку (Ro-La). В 2012 году Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) контролирует использование разрешений в соответствии с договоренностями, что и дало возможность российским перевозчикам получить дополнительные немецкие и итальянские разрешения.
На эти события рынок автомобильных грузоперевозок ЕС-РФ уже отреагировал постепенным снижением ставок фрахта и стабилизацией рабочих процессов.